Суд завершил рассмотрение громкого для Пензенской области дела. Фемида должна была решить, можно ли и дальше считать Ахуны, в которых находится сразу несколько санаториев, курортной зоной.
«Мы отстаиваем свою землю»
В этой истории смешалось многое: сосны, коттеджи, известные в регионе люди. Споры о том, что новый экопосёлок в Ахунах строится не по закону, идут давно. Но лишь в ноябре 2022 года прокуратура указала: участки земли, на которых сейчас один за другим появляются коттеджи, не должны были продавать гражданам.
«Они расположены во 2 и 3 зоне санитарной охраны месторождения минеральных вод курорта Ахуны г. Пензы, и в силу требований федеральных законов…, в частной собственности находиться не могут», – резюмировал надзорный орган.
Был подан соответствующий иск в Железнодорожный суд Пензы. Собственники участков стали возмущаться. Они сразу предупреждали, что готовы оспорить закон Пензенской области 23-летней давности, который и присвоил Ахунам звание курорта. Правда, в конце 2022-го этот шаг владельцы коттеджей называли крайней мерой. Похоже, ситуация развивалась так, что они решили пойти на этот отчаянный шаг. В этом случае, по их мнению, у прокуратуры должны исчезнуть претензии к ним.
Ещё зимой в областной суд Пензы был подан иск, в котором оспаривалось Постановление Правительства Пензенской области № 49-Пп «О признании территорий курортами и лечебно-оздоровительными местностями регионального значения».
На прошлой неделе началось рассмотрение дела по существу. Адвокаты не торопились общаться с прессой. Дать комментарии согласился лишь один из истцов, присутствующих на заседании.
«Об уничтожении Ахун и санаториев речи не идёт. Мы отстаиваем только тот участок земли, который нами приобретён законно», – перед началом заседания пояснял корреспонденту «АиФ»-Пенза» владелец одного из коттеджей Владимир Федулаев.
В поисках курорта
У истцов были три основных довода, которые, по их мнению, доказывали, что постановление регионального Правительства надо признать недействующим.
Во-первых, утверждалось, что нормативно-правовой акт не был должным образом опубликован. В 2000-м году подобные документы печатались в двух изданиях: в «Пензенской правде» и «Пензенских вестях». Но ни в одной из газет найти их не удалось. Ответчики же указывали: документ был обнародован в банке нормативных актов в 2004 году.
«Чтобы ознакомиться с ним, нужно было купить компьютер, монитор, оплатить правовую систему – это большие траты для того времени. Была ли достигнута цель доведения этого постановления до широкого круга лиц? Нет. Более того, оно до сих пор не опубликовано, его нет на сайте правительства региона», – спорили представители истцов.
Так, владельцы коттеджей оказались в числе немногих жителей, которые, проживая в Пензе, не знали, что ахунский лес находится в особой охраняемой зоне.
Во-вторых, истцы указывали, что не было проведено необходимых исследований, которые бы позволили называть Ахуны курортом. Те, что проводились, курортологическими не назывались.
«Можете ли назвать нормативно-правовой акт, в котором бы предъявлялись требования к курортологическим исследованиям?» – задавал несколько раз вопрос истцам представитель регионального правительства.
Истцы затруднились ответить. Но от своего мнения не отказались.
Третий довод владельцев коттеджей звучал так: постановление правительства не было в нужной мере согласовано с органами федеральной власти, а конкретно – с минздравом.
«Согласовывали одно, а фактически подписали и приняли другое без учёта обязательных поправок», – утверждали истцы.
«Прокуратура просила отклонить иск, так как оспариваемое Постановление Правительства было принято в соответствии с требованиями закона, и процедура его принятия была соблюдена, – со своим заключением выступил начальник гражданско-судебного отдела прокуратуры области Илья Рофель. – Документ в 2004 году был размещён на официальном портале правовой информации России. Как разъясняет Верховый суд, подобное допустимо. Курортологические исследования в Ахунах проводились с начала 80-х годов, когда были пробурены скважины для получения минеральной воды и рассолов. На данной территории стали размещаться санатории, где для лечения использовали добываемые минеральные воды и рассолы. Всё это в совокупности говорит о наличии курортной инфраструктуры. Постановление Правительства лишь закрепило существующее положение вещей.
Документ был согласован в надлежащем порядке с министерством Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму. В 2000 году курортами занималось именно это ведомство. Его правки были учтены».
Похоже, судья Евгения Шелахаева согласилась с доводами прокуратуры, иск она не удовлетворила.
Долгая заморозка
Правда, данное решение – не конец истории. И даже не её середина. Ожидается, что истцы подадут апелляцию. Если и в ней будет отказано, то только тогда возобновится «замороженный» процесс в Железнодорожном суде Пензы: там прокуратура пытается доказать, что земля владельцам коттеджей была продана незаконно. По подсчётам экспертов «АиФ»-Пенза», это произойдёт, скорее всего, не раньше осени.
Если же суд высшей инстанции всё-таки отменит Постановление Правительства Пензенской области, это не означает, что Ахуны разрешат застраивать. Как указывают эксперты «АиФ»-Пенза», до сих пор действует Постановление Совета Министров РСФСР от 1986 года № 83 «Об установлении границ и режима округов санитарной охраны курортов», в котором шла речь и об Ахунах. Признать его недействительным не получится, потому что это уже пытались сделать в других регионах и это не удалось.
То есть возможность предотвратить превращение Ахун в одну большую стройку у региональных властей есть. Было бы желание.
Вот, новый поворот?
Дело может принять кардинальный поворот. Сейчас в полиции возбуждено уголовное дело по ст. 260 УК РФ из-за деревьев, вырубленных под дорогу в экопосёлке. Свою проверку по фактам публикации в СМИ проводит следственный комитет. Пока трудно понять, кто пойдёт в суд в качестве обвиняемых. Здесь встаёт вопрос о сроках давности.
А пока суд да дело, коттеджный посёлок развивается. Не все собственники заморозили там строительство. У некоторых строений уже появились крыши, которых не было ещё осенью. Можно увидеть рабочих, которые занимаются отделкой.
Чтобы посторонние не заходили на территорию, ворота в посёлок закрыли. Эти факты говорят о том, что терять ни землю, ни строения собственники не намерены. Но противодействие им огромное. В будке охраны при въезде разбито окно. Рядом лежит камень, которым, похоже, и стукнули по стеклу. Кто и зачем покушался на сторожку, непонятно. Но отношение местных жителей к происходящему известно.
Председатель Пензенского отделения Российской экологической партии «Зелёные» Алина Можачкина-Грибанова:
Для защиты региональных курортов в феврале 2023 года вице-премьер РФ Виктория Абрамченко поручила разработать законопроект, согласно которому при строительстве зданий, в том числе отелей, на курортах будет проводиться экологическая экспертиза.
Курорт Ахуны является бальнео-грязевым курортом. Экологические угрозы для курорта – антропогенная и техногенная нагрузка на местность, рост рисков аварийных ситуаций, нерациональность использования таких природных ресурсов как минеральные воды, ухудшение экологического состояния водного бассейна и снижения качества воды.
В курортных зонах все компоненты окружающей среды должны поддерживаться в безопасном состоянии. Застройка курортной территории неизбежно влечёт изменение водного баланса, рост объёма сточных вод, отводимых в водные объекты, загрязнение поверхностных вод, ухудшение санитарно-гигиенической безопасности.
Активная застройка курортной зоны Ахуны, сопровождающаяся вырубкой деревьев, прокладкой инженерных трасс, увеличением площади поверхности с твёрдым покрытием – повлечёт снижение качества природной среды, а значит, лечения и отдыха».