Зимние Олимпийские игры в Пекине закончились, наш земляк, шорт-трекист Денис Айрапетян вернулся на родину, но совсем ненадолго: впереди новые тренировки. В конце февраля состоялась пресс-конференция, на которой спортсмен ответил на вопросы журналистов. Корреспонденту «АиФ»-Пенза» он рассказал, почему не попал на предыдущую Олимпиаду, как ошибся в нынешней и какие планы имеет на следующую.
Атмосфера причастности
Анна Логинова: Денис, с возвращением! Это ваша первая Олимпиада, хотя должна была быть второй, ведь вы были заявлены на Зимние Олимпийские игры в Корее. Из-за чего не попали на Олимпиаду в 2018 году?
Денис Айрапетян: Я до сих пор не знаю, это стечение обстоятельств, которые никак нельзя объяснить. В то время были серьёзные скандалы с нашим допинговым агентством «Русада». Это было решение международного Олимпийского комитета. Я даже не могу сказать, что меня не допустили, потому что я просто не получил приглашение, которое обычно высылают всем олимпийцам. Я был отобран, более того, в списке числился среди лидеров. Вдруг за 5 дней до вылета узнаю, что никуда не лечу. Такое случилось не только со мной: Виктор Ан и Владимир Григорьев тоже на Олимпиаду тогда не попали и тоже по неизвестным причинам. Было обидно, мы столько готовились, уже и форму выдали, и тут такие новости. Ситуация непростая, тут самое главное - 4-летний цикл выдержать и ни секунды не забывать о цели. А цель одна - олимпийская медаль.
– Прежде чем приехать из Пекина в Пензу, вы прилетели в Москву. Каковы ваши впечатления?
– Первая мысль: «Я дома». Я просто был благодарен тому, что случилось со мной, где я побывал, где я теперь. Очень запомнилось, как нас встречали в Москве, с музыкой, оркестром. Было очень неожиданно и приятно! Я получил очень много поддержки, как до Олимпиады, так и во время неё и после соревнований. В ДЮСШ №6, где я начал свой путь как спортсмен, меня очень поддерживают, особенно мои тренеры, Алексей Буданов и Виктор Павлов. Для меня это очень важно и ценно. Мои впечатления от Олимпиады до сих пор со мной: ощущение масштабности события, чувство причастности ко всему, что происходит. Чем дольше я там находился, тем сильнее проникался атмосферой. Олимпиаду невозможно сравнить с другим соревнованием.
– Ваше выступление на Олимпиаде в Пекине вначале было не самым удачным: на дистанции 1000 метров вы получили дисквалификацию. Из-за чего это произошло и как это повлияло на дальнейшие выступления?
– Меня подвело моё слишком сильное желание обойти всех соперников. Так бывает, когда чересчур сконцентрирован на результате и ничего вокруг себя не видишь. А такого на соревнованиях, тем более олимпийского уровня, надо избегать. Я ошибся, получил дисквалификацию, но на других дистанциях учёл свои ошибки и больше такого со мной уже не повторилось. Особенность нашего вида спорта - отсутствие стабильности. Невозможно угадать исход, нельзя предвидеть, кто из спортсменов займёт призовое место, ведь в команде все вносят одинаковый вклад, все спортсмены сильные. Потому и обидно так было, когда мы заняли только 4 место, нам до медали буквально четырёх миллиметров не хватило. А ведь у нас были все шансы выиграть, и не просто медаль, а золото!
– Каково это, выходить на олимпийский лёд?
– Выступали мы с полными трибунами. В азиатских странах шорт-трек очень популярен, поэтому было столько зрителей. А ведь попасть на олимпийские трибуны очень сложно, нужно пройти вакцинацию, сдать ПЦР-тесты. Однако многих это не остановило. Чувствовалась атмосфера большого события и настоящего праздника. Также её создавала нормальная здоровая конкуренция: со всеми нашими соперниками мы были знакомы лично ещё до Олимпийских игр, встречались на чемпионатах и Кубках мира. Мы все в дружеских отношениях, со многими общаемся и за пределами соревнований, всегда в позитивном ключе. В СМИ часто пишут о том, что к русским предвзято относятся. Я за время своей спортивной карьеры этого на себе ни разу не ощутил. В целом было комфортно, даже пандемия не омрачила момент.
Панда в дефиците
– Много было ограничений?
– Стандартно, как и везде. Очень много внимания уделяется тому, чтобы перед самыми соревнованиями не заболеть. Мы ещё до Олимпийских игр сидели на базе (центр олимпийской подготовки «Новогорск») как в пузыре, оттуда, буквально не вылезая, переместились в олимпийскую деревню, где нас максимально отгораживали от всяких нежелательных контактов. Олимпийский режим дня от обычного мало чем отличается: тренировки, питание, сон, процедуры, в числе которых массаж ног. Нам выдавалось время на то, чтобы пройтись по олимпийской деревне, сфотографироваться, но выходить никуда нельзя. Там была обеденная зона, некое подобие торгового центра, где был салон красоты, цветочный магазин, сувенирный. Главный символ этой олимпиады, панда Бин Дунь Дунь, оказался в дефиците. Нам всем по одному сувениру выдали, когда мы только приехали, а вот купить ещё, для друзей и родных, оказалось сложнее, очень быстро раскупали.
– Как вас кормили на Олимпиаде? Придерживались ли какой-то особой диеты?
– Я слышал, многие спортсмены жаловались на питание, но я сам не считаю, что нас там плохо кормили. Был большой выбор, спортсмен мог взять для себя то, что ему больше нравится. Возможно, я так говорю просто потому, что мне не с чем сравнивать, я впервые поучаствовал в соревновании такого масштаба, многое для меня в новинку.
– Какие ваши планы теперь?
– Самые ближайшие - участие в чемпионате мира, он пройдёт весной. Когда именно, пока неизвестно, но готовиться надо уже сейчас, отдыхать мне некогда. Это не последняя моя Олимпиада, я буду участвовать снова и снова, пока возраст позволяет. Своей главной цели я не достиг, поэтому у меня всё ещё впереди. Самое главное - никогда не сдаваться, и даже если ты упал, нужно встать и двигаться дальше, идя к своей цели буквально каждый день. Тогда всё обязательно получится, я в этом не сомневаюсь.