Примерное время чтения: 5 минут
2350

Воздушные перспективы. Когда в Пензе появится новый аэропорт

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 6. «АиФ-Пенза» 06/02/2019

В последние дни горожане (во всяком случае, те, кому приходится часто наведываться в столицу) обсуждали приятное во всех отношениях намерение – в Пензе собираются построить новый аэропорт.

Правда, новость эта с «бородой»: о необходимости строительства современного здания нашей воздушной гавани говорится с завидным постоянством. Так же, как еще об одной злободневной проблеме – дороговизне авиабилетов.

Сложная арифметика

В любом уважающем себя городе обязательно должен быть аэропорт. Жизнь сейчас мобильная, нужно везде успеть, никуда не опоздать, а иногда и быть в нескольких местах одновременно. И тут, как не крути, не обойтись без самого быстрого транспорта, коим являются самолеты. Вот если бы еще и цена этой быстроты не била по карману! Но далеко не все жители нашего региона могут «откусить» четыре тысячи от семейного бюджета, чтобы заплатить за один билет, не говоря уже о том, чтобы полететь куда-нибудь всей семьей.

Готовя этот материал, мы промониторили стоимость полетов в разных направлениях, взяв за отправную точку столицу России. Билеты искали на 10 февраля. Самыми дешевыми оказались услуги компании «S7 Airlines». Улететь ее самолетом можно было за 4 тысячи 294 рубля. Время полета – 1 час 30 минут. У второй авиакомпании - «RusLine» - самолеты которой тоже курсируют между Москвой и нашим городом, билеты стоили дороже. Самый дешевый обошелся пассажирам в 5 тысяч 648 рублей. Самый дорогой... в 16 тысяч 963 рубля. Так и хочется спросить, что подают к «столу» за такую стоимость? Уж не омаров ли с черной икрой? Впрочем, справедливоти ради стоит сказать, что цена билетов постоянно меняется. И если озаботиться заранее, то можно улететь в Москву (или из нее) за 3 тысячи.

Для сравнения мы поискали билеты на дальние направления. Как ни странно, они стоили дешевле. Например, в Челябинск можно было улететь за 4 тысячи 222 рубля. Для чистоты эксперимента мы проанализировали направление – «Москва – Самара». И удивились. Купить билет можно было за 2 тысячи 762 рубля. А лететь до Самары, кстати, чуть дольше, чем до Пензы - 1 час 50 минут.

Понятно, что ценообразование – вещь сложная, особенно если оно касается авиаперелетов. Дороговизна билетов, как правило, объясняется двумя вещами. На дальние расстояния летают большие самолеты, которые могут перевезти гораздо большее количество пассажиров. Но дело даже не в этом, а в отсутствии конкуренции. Когда в нашем регионе присутствовали «Саратовские авиалинии», «RusLine» и «S7 Airlines», цена билета падала о двух тысяч рублей.

«Сейчас стоит задача привлечь в Пензенскую область дополнительные авиакомпании. Проблема заключается в отсутствии самолетов подходящей вместимости, - констатирует зампред регионального правительства Валерий Беспалов. На прошлой неделе он рассказывал о ситуации с пензенским аэропортом на заседании Совета Федерации. – Отечественные самолеты на 50-70 пассажиров не выпускаются. В арсенале «S7 Airlines» 15 самолетов «Embraer», каждый из которых рассчитан на 78 человек. Они как раз и летают из Пензы в Москву. У «RusLine» 50-местные самолеты, но их тоже немного. Ситуация усугубляется тем, что у нас нет стабильного пассажиропотока: он возрастает летом и падает осенью. Авиакомпании же хотят летать круглогодично».

Где взять деньги?

Пассажиропоток у нас действительно нестабильный, но, даже не смотря на дороговизну билетов, постепенно растет. Два года назад он не превышал ста тысяч человек в год, а в прошлом году через пензенский аэропорт прошло примерно 185 тысяч пассажиров. Цифра была бы выше, если бы не трагедия с АН-148, принадлежавшим «Саратовским авиалиниям» (этот же борт летал из Пензы в Москву). 11 февраля 2018 года самолет с пассажирами рухнул в Раменском районе Московской области. Выжить не удалось никому. У авиакомпании начались проблемы, что, разумеется, сказалось на работе нашего аэропорта.

Сейчас на повестке дня вопрос о новом здании. Разговоры об этом ведутся несколько лет, но только неделю назад необходимость строительства новой воздушной гавани была озвучена на заседании Совета Федерации.

«Старое здание было построено в 60-х годах прошлого века и давно морально устарело, - объясняет Валерий Беспалов. - Для того, чтобы прилетающие могли получить багаж и обнять встречающих, они должны зайти в аэровокзал так, как это делается перед вылетом. Это неправильно. Но существующей площади аэропорта не хватает, чтобы разделить потоки».

Здание воздушной гавани двухэтажное, но второй этаж принадлежит Росавиации и использовать его под нужды аэропорта нельзя. Поэтому у нас маленький зал, нет комнат отдыха, ресторанчиков, душевых и других атрибутов, делающих ожидание рейса комфортным и неутомительным. Проект нового здания уже разработан, документация проходит экспертизу. Ориентировочно строительство оценивается в 760,5 млн рублей. Но все, что связано с большими деньгами, быстро не решается. Минтранс РФ обычно не финансирует строительство аэропортов. За счет государственной казны только реконструируются взлетно-посадочные полосы и приобретается свето-сигнальное оборудование. Было всего два исключения – когда федеральный бюджет частично профинансировал строительство аэропортов в Петрозаводске и в Саранске.

«Коллеги из Минтранса предложили нам сначала обратиться к частным инвесторам, а если они откажут – попытаться убедить Минэко РФ и Минфин РФ в необходимости строительства аэропорта, - объясняет наш собеседник. - Если они дадут «добро», тогда, возможно, и будут выделены деньги. Поэтому нам предстоит большая работа – уже на этой неделе мы начнем встречаться с инвесторами, надеемся пообщаться с ними по этому поводу и на инвестиционном форуме в Сочи».

Чем закончатся эпопея с инвесторами – покажет время. Все, конечно, надеются, что найдутся люди, которых привлечет наш аэропорт. Но компаний, вкладывающих деньги в строительство воздушных аэровокзалов немного. И обычно их интересуют аэропорты, пассажиропоток которых не менее 400 тысяч человек в год.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ-5 читаемых

Самое интересное в регионах