Примерное время чтения: 4 минуты
1756

Гремучая смесь. Чем посыпают дороги зимой

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 4. «АиФ-Пенза» 24/01/2018
В такую погоду следует соблюдать осторожность.
В такую погоду следует соблюдать осторожность. / Николай Козин / АиФ

Основным оружием дорожных служб в борьбе с гололедом была и остается пескосоляная смесь. Это один из самых дешевых и доступных реагентов, но к его безопасности у специалистов и простых людей часто возникают вопросы. Последние, например, уверены в том, что она вредит обуви, калечит лапы животных и вызвает аллергию.

Масштабы борьбы

Пескосоляная смесь, как можно понять по названию, состоит из двух компонентов - песка и натриевой соли. Первый обеспечивает более надежное сцепление покрышек автомобилей и обуви пешеходов с дорожным покрытием. Второй - растапливает снег и лед. А это, согласитесь, большое подспорье в борьбе с ДТП и травматизмом.

«В этом году подрядчиками в соответствии с проектными документами было предписано заготовить 143 тысяч тонн смеси, - рассказывает замначальника отдела капитального строительства пензенского управления строительства от дорожного хозяйства  Илья Вохрамеев. - Но по факту заготовили 150 тысяч. Кроме того, в связи с погодными условиями подрядчики дополнительно закупили две с половиной тысячи тонн соли - этого хватит, чтобы в случае необходимости заготовить еще 50 тысяч тонн ПСС».

В настоящее время на областные дороги регионального и муниципального значения дорожные службы уже высыпали 101 тысячу тонн смеси. Для сравнения – в прошлом году за все время с октября по март дорожные службы уложились в 140 тысяч тонн.  

«Как уже было сказано, борьбой с гололедом занимаются подрядные организации, - продолжает наш собеседник. - В этом году у нас их зарегистрировано 32. Каждый подрядчик обслуживает свой участок дороги - либо один, либо несколько. Организация заключает с управлением дорожного хозяйства госконтракт, в котором прописаны все правила содержания дорог. При этом пескосоляную смесь каждый подрядчик в соответствии с госконтрактом заготавливает самостоятельно и за свой счет. Оплата производится по факту использования. Поэтому сказать, сколько конкретно денег ушло в этом году на изготовление реагента, очень трудно, поскольку по каждому участку будет получаться своя сумма».

В первую очередь обрабатываются дороги областного значения: Пенза-Лунино, Тамбов-Беково, Пенза-Лопатино и так далее. Затем работы продолжаются на участках с менее интенсивным движением.

Альтернатива есть?

В зависимости от используемого сырья и его происхождения противогололедные материалы делят на три группы: химические, фрикционные и комбинированные, - рассказывает заведующий кафедрой инженерной экологии Пензенского госуниверситета архитектуры и строительства Павел Полубояринов.  – Фрикционные – это щебень, шлак и песок. Они делают обледенелые дороги более шероховатыми и за счет этого уменьшают их скользкость. Комбинированные – это как раз смесь соли и фрикционного материала, чаще всего песка. Наконец, сырьем для химических реагентов чаще всего являются природные источники – бишофит, галит и так далее – или отходы промышленности»

По словам нашего эксперта, пескосоляная смесь, которой покрывают дороги, выделяется из этого списка целым рядом преимуществ: она дорогая, простая в приготовлении, быстро действует и не нуждается в каких-либо специальных условиях хранения.

«С другой стороны – строительный песок, особенно низких сортов, который является ее основным компонентом, может спровоцировать появление месива на дорогах, - продолжает Полубояринов. – Кроме того, высыхая, он превращается в мелкую пыль, которая вызывает проблемы у людей с аллергией и другими заболеваниями легких. Наконец, песок с дороги смывается в канализацию и забивает ее – отсюда проблемы с очисткой и сбросом талой воды».

«Сейчас постепенно происходит переход на химические реагенты, - отмечает наш собеседник. – Но проблема в том, что основным действующим веществом как в смеси, так и в реагентах является соль – хлорид натрия. Попадая в почву, она угнетает корневую систему растений, высаженных вдоль дорог, из-за чего они начинают чахнуть и увядать. Попадая на автомобили – уничтожает покрывающую металл защитную пленку, что провоцирует возникновение ржавчины. Поэтому я бы не сказал, что с экологической точки зрения химические реагенты являются достаточной альтернативой пескосоляной смеси. Более эффективны и безопасны хлориды кальция, но они и стоят дороже».

А вот в некоторых странах Европы со льдом на дорогах борются при помощи мраморной или гранитной крошки. Зимой ее рассыпают, а с началом весны собирают пылесосами и на следующий год используют повторно. Но эта схема, опять же, требует вложения больших денег. А деньги для нашей страны - одна из вечных проблем.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ-5 читаемых

Самое интересное в регионах