Примерное время чтения: 7 минут
1065

Урок для жизни. Дмитрий Поздняков о репетиторах, детях и их родителях

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 14. АиФ-Пенза 07/04/2021

Апрель – это выход на финишную прямую для выпускников 9-х и 11-х классов. В их семьях все еще идут споры о том, куда пойти учиться. А те, у кого выпускной только в следующем году или через год, начинают судорожно подбирать репетиторов.

Насколько опасен ЕГЭ? Чему нужно учиться в школе и чему можно научиться без денег? На вопросы корреспондента «АиФ-Пенза» ответил победитель конкурса «Учитель года России - 2008», руководитель частного образовательного центра Дмитрий Поздняков.

Досье
Дмитрий Поздняков в 1995 году окончил ПГПУ имени В.Г. Белинского. До 2010 года работал учителем биологии в лицее № 230 города Заречного. С 2010 по 2018 годы занимал должность директора губернского лицея. С 2018 года возглавляет частный образовательный центр. Обладатель нескольких педагогических наград, почетный работник общего образования РФ. В 2008 году выиграл конкурс «Учитель года России».

Школа без репетиторов

- Дмитрий Васильевич, можно ли подготовиться к ЕГЭ в школе без репетиторов?

- Можно, но сложно. Мы в своем центре отвечаем за качественную подготовку учеников, но у нас наполняемость классов до 12 человек. Выстроить с ним такую же работу, если в классе 30 человек, конечно, учителю гораздо сложнее. И не всем педагогам под силу. Не стоит исключать мотивационную составляющую учителей – до сих пор многие из них не получают ту зарплату, которую заслуживают. Даже несмотря на майские указы президента.

- Если государство не может предоставить качественную подготовку к ЕГЭ, может, тогда стоит упростить экзамен? Чтобы он не наводил ужас на детей и их родителей?

- ЕГЭ и ОГЭ - легкие экзамены. Я это утверждаю, имея за плечами большой опыт подготовки детей к ЕГЭ. Если ребенку сложно сдать ОГЭ, ему не стоит идти в 10-й класс.

- Вы сейчас поддерживаете современный тренд, согласно которому все больше учеников уходят из школы после 9-го класса в средние учебные заведения? Но в вашем-то центре вы настраиваете ребят на сдачу ЕГЭ…

- Я говорю даже не об этом. Разрешите, мы поменяемся ролями, и я вам задам несколько вопросов. Сколько вы заканчивали классов в школе? Сколько у вас образований?

- В школе заканчивала девять классов, у меня три образования: педколледж, ПГПУ, журфак МГУ.

- Вот это очень хороший пример. Вы заканчивали школу 20 лет назад, в 10-й класс не пошли, и тогда не понимали, кем будете работать дальше. И сначала получали образование, которое не имеет непосредственного отношения к вашей нынешней профессиональной деятельности. А сейчас мир меняется в гораздо более быстром ритме. Вчера была нужна одна профессия, сегодня другая, завтра потребуется специальность, о которой никто сейчас даже не задумывается. Это наши с вами родители выучивались на инженеров или педагогов и трудились в одной организации десятки лет. Нынешний мир не такой.

Поэтому сейчас, когда сейчас мамы и папы заставляют подростка определиться, кем он будет в жизни, они ставят его перед невыполнимой задачей. Ее подчас тяжело решить и в более взрослом возрасте. Если все усилия семьи брошены на то, чтобы натаскать ребенка на ЕГЭ, то возможно, в дальнейшем родителей ждет совсем не тот результат, на который они рассчитывают. И деньги родительские будут выброшены зря.

- Сейчас мы с вами договоримся до того, что и учиться совсем не надо…

- Учиться, конечно, надо. Но учиться надо правильно. Хорошая школа должна не столько давать детям знания, сколько учить их учиться самостоятельно. Нужно, чтобы они умели адаптироваться к окружающему миру, чтобы не боялись принимать решения, чтобы их решения были верными. Эту задачу выполнить гораздо сложнее, чем подготовить ребенка к ЕГЭ.

- Но разве школа дает сегодня такое образование? Получается, что качественное образование невозможно получить без денег…

- Деньги решают не все. Нужны еще возможности и желание ребенка. Если у ребенка они есть, то он может прекрасно подготовиться самостоятельно, без репетиторов. Сейчас для этого есть все возможности, масса источников в интернете.

Почему не выжила дистанционка

- Как вы думаете, почему не стали возрождать в этом году дистанционку? Или дистанционное образование - это в принципе мертворожденное дитя, и учитель не способен на расстоянии качественно преподавать предмет?

- Учиться дистанционно можно, причем вполне успешно. Но дистанционное обучение – это не то, которое было прошлой весной, когда учителя сбрасывали в социальных сетях детям задания, а те присылали им сканы с выполненными упражнениями. В нашем центре дистанционно проводились полноценные уроки в зуме: учителя объясняли предмет, ученики задавали вопросы. Но для этого нам пришлось пойти на дополнительные траты. А обычной школе для проведения таких уроков не хватит технических средств. И неоткуда взять деньги, чтобы закупить те же компьютеры для учителей.

Да и в семьях этих средств нет. Обычно дома стоит один компьютер. А что делать, если в семье сразу два ученика? А если еще родитель работает дистанционно? Как поделить один монитор? Телефон – далеко не всегда выход из ситуации. Чтобы школа могла полноценно работать в дистанционном формате, нужно серьезные денежные вливания. Государство к ним пока явно не готово.

- Но прошлым летом ЕГЭ, несмотря на дистанционку, у нас сдали очень даже неплохо, показатели лучше, чем в прошлые годы.  Почему?

- Хороший вопрос. Я вижу этому две причины. Во-первых, детям, которые не поступают в вуз, разрешили не сдавать ЕГЭ, и отсутствие низких баллов этих детей увеличило средний балл. Во-вторых, во время карантина 11-классники имели возможность заниматься только своими экзаменационными предметами, а на всех остальных предметах экономить силы и время. Это очень правильная практика, у нас в центре мы именно так готовим наших старшеклассников.

- Учитель по информатике в классе у моего сына жалуется, что дети плохо знают предмет. Но при этом школьники умудряются сами осваивать видеоредакторы, чтобы монтировать клипы для Интернета, рисуют в графических программах различные заставки. Почему этому их не учат в школе? Почему учат тому, что они не используют?

- Программа по информатике устарела и не совсем соответствует современным требованиям. Да, такие моменты могут отбить у подростков желание учиться.

- Государство никак не может решить, что ему нужно от школы? Какие требования к ней предъявлять?

- Тяжело предъявлять какие-то требования при таком уровне оплаты труда учителей. В нашей области молодой педагог за ставку получает 10 тысяч рублей в месяц, вы знаете об этом? Такой уровень оплаты накладывает вполне естественный отпечаток на качество учительского корпуса. Немотивированному учителю можно  дать самый лучший учебник и самый дорогой компьютер, и предъявить любые, самые мудрые требования, но к хорошему результату это не приведет.

Об инженерах и наказании за учителей

- Сейчас на федеральном уровне заявлено, что нам необходимо увеличивать в учебных заведениях число бюджетных мест для IT-специальностей. Это правильно? Вы в прошлом году говорили о том, что нам, возможно, и не нужно столько инженеров, сколько сегодня выпускается…

- Несмотря ни на что, в России все еще очень сильна математическая школа. Поэтому растить программистов – очень правильная идея.

- Не раз приходилось слышать от учителей, что нынешние дети - очень тяжелые в общении, они не уважают педагогов. Наоборот, поджидают момент, когда у преподавателей сдадут нервы, чтобы заснять происходящее и выложить в интернет. Идут разговоры о том, чтобы привлекать подростков к ответственности за оскорбление учителей. Вы согласны с теми, кто так характеризует подрастающее поколение?  

- Дети были дерзкими во все времена. Не могу согласиться с тем, что дети сейчас какие-то другие. Дополнительные меры наказания для тех, кто оскорбляет учителей, вводить надо. Только надо предварительно посмотреть, не попадут ли под эти меры многие наши родители. Они в своих группах в соцсетях часто пишут такое, что никакому ребенку и не снилось.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ-5 читаемых

Самое интересное в регионах