В новом учебном году учащиеся 10 и 11 классов пензенских школ будут изучать историю России и всемирную историю по новым учебникам. Согласно приказу Минпросвещения РФ, они внесены в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ.
В частности, в них содержатся материалы, посвящённые специальной военной операции, а также современной истории, затрагивающей 90-е года XX века и начало XXI века. Например, дефолт 1998 года авторы учебника называют не иначе, как результатом большой аферы.
В Пензенскую область поступило 5 тысяч экземпляров таких учебников, в том числе для образовательных организаций подшефного Пологовского района Запорожской области (230 экземпляров).
«Я эти учебники видел и могу сказать, что в них отражён правильный подход к изучению истории, – сказал доктор исторических наук, председатель Союза краеведов России Владимир Первушкин. – Материал подан так, что его действительно можно выучить. В предыдущих учебниках такого не было, они были неудобными как для учеников, так и для педагогов. Здесь же не просто описываются события, и рассказывается об исторических личностях, но и чётко прослеживаются причинно-следственные связи, почему это произошло, из-за чего тот или иной исторический персонаж поступил именно так. События и решения, в том числе и спорные с исторической точки зрения, не подаются как плохие или хорошие, они представлены умеренно. Это не только о современности и 90-х годах, но и, например, об СССР. И очень правильно, что этот учебник един для всей России. На мой взгляд, это наиболее подходящий вариант за последние годы».
«Очень правильно, что в учебниках начали описывать современную историю, – считает бывший глава Управления образования Пензы Юрий Голодяев. – В этом плане можно сказать, мы возвращаемся к истокам. Это в 90-х было принято говорить только о прошлом. Говорить о современной истории и рассказывать о ней важно, во-первых, потому, что образование – это дело государства, во-вторых, с точки зрения патриотического воспитания. Современные школьники должны знать, и самое главное, понимать, что происходило и происходит в стране, где они живут».
«О современной истории давно пора рассказывать в школах, – уверен социолог Игорь Юрасов. – Правда, я не совсем уверен в том, что стоит раскрывать некоторые темы именно на уроках истории. Так, например, СВО во многом связано с политикой и геополитикой, а некоторые события 90-х годов с экономикой. Эти темы скорее подойдут для уроков обществознания».