Вызовы стремительно меняющегося мира диктуют нам новые требования к подготовке молодых специалистов. И это касается не только формирования профессиональных компетенций, но и навыков критического мышления, умения анализировать тенденции развития экономики и предлагать свои варианты решений.
Ответить на эти запросы работодателей, по мнению ректора Пензенского государственного технологического университета Дмитрия Пащенко, без привлечения студентов к научной деятельности невозможно. О роли науки в воспитании нового поколения инженеров, экономистов, педагогов и технологов мы и поведем разговор.
О высоких технологиях
Виталий Залесный, «АиФ-Пенза»: Дмитрий Владимирович, вы из династии ученых. Став ректором, вы оставили науку?
Дмитрий Пащенко: Конечно, нет. Ректор вуза должен заниматься и наукой, и образованием. Поэтому продолжаю руководить научными исследованиями аспирантов, консультирую тех, кто работает над докторскими диссертациями, выступаю оппонентом у своих коллег – ученых на защитах в диссертационных советах, интересуюсь развитием науки в близкой мне отрасли информационных технологий. И активно работаю над тем, чтобы результаты научных исследований доходили до современного производства, отвечали их задачам и работали на создание высокотехнологичной отечественной продукции.
– О последнем подробнее.
– С удовольствием! Во-первых, как правопреемники завода-втуза мы сохраняем крепкие партнерские отношения с предприятиями. И совместно работаем как над решением кадрового вопроса, так и над развитием научного потенциала предприятий за счет выполнения хоздоговорных НИР. Только в прошлом году объем таких работ превысил 20 млн.рублей.
Во-вторых, совместно создаем необходимую материально-техническую базу для этого: на базе вуза открываем учебно-научные лаборатории при участии наших партнеров. На сегодняшний день действует центр, созданный совместно с ПАО «Биосинтез», класс с ЧПУ от ООО «Пензтяжпромарматура». Есть договоренности об открытии лабораторий НПП «Рубин», компаний «Ай-Теко», «СтанкМашСтрой» и других партнеров по работе регионального отделения «Союзмаша России» и Ассоциации пензенских промышленников.
В-третьих, наши ученые и студенты активно работают над коммерциализацией своих проектов, предлагая интересные решения для различных сфер нашей жизни – от экологии до цифровизации. Из наиболее интересных отмечу совместную разработку с учеными из ЮАР новых безмембранных топливных элементов, работу над созданием бионических протезов, проекты по распознаванию образов, систем защиты персональных данных.
Поддерживают грантами и фондами
– Что говорит о востребованности таких разработок?
– Интерес к ним со стороны экспертов различных конкурсов, если речь идет о студенческих проектах, поддержка грантами РФИ, различных фондов, если говорить об ученых. В конце прошлого года, кстати, два технических проекта наших ученых получили такую поддержку в общей сложности на 2,7 млн. рублей.
Мы активно заявляем о своем научном потенциале, участвуя в огромном количестве научных конкурсов, предоставляем возможности и ученым, и студентам публиковать результаты своих исследований на страницах рецензируемых журналов.
– Например, лаборатория социального проектирования?
– В принципе, да. Лаборатория «выросла» из Школы инноваторов, где молодые люди от 14 лет -участники различных научных объединений университета и региона - ежегодно постигают азы работы над научным проектом. Совместно с АНО «Технология возможностей» (г. Москва) проекты получили инклюзивную направленность. Разработанные в лаборатории приспособления, сервисы и игры для развития социально-значимых навыков у лиц с ОВЗ ежегодно получают финансовую поддержку Всероссийского хакатона. Кстати, нас поддерживают и в регионе. Наш совместный конкурс с ПРО «Союзмаш России» «Вклад в будущее», несмотря на пандемию, вызывает интерес у студентов и работодателей.
Мотивация для молодых и талантливых
– Кстати, о мотивации. Что в вашем вузе заставляет молодых изобретать что-то новое?
– Студенты всегда были людьми изобретательными, важно направить их в нужное русло. А если еще материально заинтересовать! Вот этим мы и занимаемся: создаем условия для поддержки инициативных ребят и привлечения в команду тех, кто готов их идеи реализовывать. Для реализации любого проекта нужна команда единомышленников. Наши студенческие научные общества (СНО), а их 18, зачастую работают над проектами совместно, используя базу Технологического центра, Студии технологического предпринимательства. Среди СНО есть как технические, так и гуманитарные, решающие вопросы социального и воспитательного характера. Потому что мы в техническом вузе помним слова Д.И. Менделеева: «Знания без воспитания - меч в руках сумасшедшего».