Совсем недавно закончились каникулы, и начались занятия в школе. Однако к таким переменам ребята не всегда готовы. Впрочем, не только они. На самые распространённые вопросы, связанные с адаптацией детей после летних каникул, корреспонденту «АиФ-Пенза» ответила психолог Лариса Захарова.
Страх перехода
Анна Логинова, penza.aif.ru: Кому сложнее всех перестроиться после лета? Может, первоклассникам? Всё-таки для них в учебном году всё впервые…
Лариса Захарова: Как показывает практика, первоклашкам проще всего как раз потому, что школьная жизнь для них в новинку. Как правило, им приятно и интересно выбирать в магазине канцтовары, они рады новым друзьям, да и к тому же, первый класс по уровню нагрузки в целом недалеко уходит от той же подготовительной группы в детском саду. Если ребёнка к школе готовили, если он имеет о ней представление, и, особенно, если он непосредственно участвовал в сборах, такому новому опыту он будет только рад.
– Для какого класса новый учебный год – испытание?
– Самым проблемным считается пятый класс. Во-первых, потому, что начальная школа закончилась, началось среднее звено. Новые предметы, новые учителя, кабинетная система. Во-вторых, потому, что начинается переходный возраст. Когда накладывается одно на другое, это может вызывать ряд сложностей, которые лучше всего разрешить как можно скорее, чтобы это не стало проблемой. Например, ребёнок, который в начальной школе был круглым отличником, в пятом классе начинает сильно отставать в плане успеваемости. Если родители вовремя замечают перемены, к третьей четверти такие дети обычно выравниваются.
– Что делать в таком случае?
– В первую очередь, интересоваться делами ребёнка в школе. И не так, как это обычно принято, просто спрашивать: «Что сегодня получил?». Об оценках, наоборот, лучше говорить реже. Больше подойдут вопросы: «Как прошёл твой день?», «Какие предметы тебе нравятся?», «Что сегодня проходили?» и прочее. Так ребёнок будет чувствовать, что вам не всё равно и при этом не будет ощущать давления с вашей стороны.
Когда школа в тягость
– Что делать, если ребёнок отвечает на вопросы односложно?
– Обычно родители сами понимают, что означает, когда ребёнок перестаёт давать развёрнутые ответы на вопросы. Он либо боится, либо не доверяет, либо замыкается. В том случае, если для родителей непонятна реакция ребёнка и видимых причин для изменения настроения нет, лучше связаться с учителями или классным руководителем. Если мы говорим о пятом классе, здесь учителя наиболее расположены к общению, чаще всего готовы помочь и разобраться в проблеме, если она действительно есть.
– Как быть, если ребёнок после каникул не хочет идти в школу?
– Здесь главный вопрос не в этом, а в том, кто из вас двоих – родитель. Ребёнок должен понимать, что идти в школу – это такая же данность, как то, что конкретно вам, например, нужно идти на работу. Если проблема в том, что тема школы ему неинтересна, о ней следует говорить, пока каникулы не закончились. Ребятам, как из начальной школы, так и из среднего звена, обычно нравится ходить в магазин за канцтоварами, выбирать тетради, дневник и всё остальное. Если дело в режиме дня, то его следует корректировать также, ещё летом, в частности, ложиться спать раньше. Даже если светло. Лучше привыкнуть к этому как можно скорее, тогда и адаптация пройдёт проще.
– А что если это старшеклассник и его пугает перспектива сдачи экзаменов?
– В первую очередь, нужно перестать пугать. Не для всех это очевидно, но чрезмерные разговоры о том, что пора бы уже определиться, например, с будущей профессией, энтузиазма в учёбе не добавят. Вопрос о профориентации сам по себе сложный, на него и не всякий взрослый сможет ответить. А об этом девятиклассника спрашивают. Что касается экзаменов, то здесь чаще всего пугает возможность школу не окончить или окончить её с плохими оценками. Здесь следует объяснить, что школу оканчивают все, так или иначе. И что для того, чтобы окончить её с хорошими оценками, у ребёнка есть всё необходимое, в том числе и помощь взрослых. Важный момент: не потакание, а именно помощь. То есть да, ему следует приложить некоторые усилия, но в случае, если возникнут затруднения, он не останется без поддержки. На своей практике часто сталкиваюсь с тем, что родители очень боятся, что их ребёнок сделает неправильный выбор, не найдёт работу по специальности. При этом сами они, чаще всего, имеют несколько образований, и их профессия не связана с основной специальностью. И это неплохо! Такая перспектива не должна ни пугать, ни ободрять, она просто должна существовать, мол, да, и такое бывает. Если ребёнка такой исход пугает, не будет лишним иметь несколько вариантов, куда поступить, какие экзамены сдавать, какую профессию выбрать.
– Часто новый учебный год пугает больше родителей, чем детей…
– Такое тоже бывает. В основном это что-то вроде: «Опять мне на родительских собраниях из-за него краснеть». Многие родители боятся даже не того, что там про их ребёнка скажут что-то плохое, а то, что это будет сказано публично, при других родителях. Широко распространён страх оказаться недостаточно хорошим родителем и что другие об этом узнают. Вот только другие родители тоже совершают ошибки, а в ошибках детей, будь то плохая успеваемость или проблемы с поведением, нет ничего ненормального. Порой негативный опыт куда конструктивнее позитивного, многие родители из-за этого страха об этом забывают.
Для хорошей учебы. Ортопед перечислила правила подбора обуви школьника
Урок сердца. Врачи объяснили, что защитит детей от смерти на физкультуре
Опыт СССР. Доктор наук Добрецов объяснил, как уберечь школьников от простуд
Стать умнее. Врачи назвали витамины для повышения успеваемости школьника
Очкарики. Офтальмолог Катаргина объяснила, почему детям нельзя снимать очки