Примерное время чтения: 5 минут
107

И снова 1 сентября. Как родителям и детям правильно начать учебный год?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 36. АиФ-Пенза 06/09/2023
Алексей Витвицкий / АиФ

Совсем недавно закончились каникулы, и начались занятия в школе. Однако к таким переменам ребята не всегда готовы. Впрочем, не только они. На самые распространённые вопросы, связанные с адаптацией детей после летних каникул, корреспонденту «АиФ-Пенза» ответила психолог Лариса Захарова.

Страх перехода

Анна Логинова, penza.aif.ru: Кому сложнее всех перестроиться после лета? Может, первоклассникам? Всё-таки для них в учебном году всё впервые…

Лариса Захарова: Как показывает практика, первоклашкам проще всего как раз потому, что школьная жизнь для них в новинку. Как правило, им приятно и интересно выбирать в магазине канцтовары, они рады новым друзьям, да и к тому же, первый класс по уровню нагрузки в целом недалеко уходит от той же подготовительной группы в детском саду. Если ребёнка к школе готовили, если он имеет о ней представление, и, особенно, если он непосредственно участвовал в сборах, такому новому опыту он будет только рад.

– Для какого класса новый учебный год – испытание?

– Самым проблемным считается пятый класс. Во-первых, потому, что начальная школа закончилась, началось среднее звено. Новые предметы, новые учителя, кабинетная система. Во-вторых, потому, что начинается переходный возраст. Когда накладывается одно на другое, это может вызывать ряд сложностей, которые лучше всего разрешить как можно скорее, чтобы это не стало проблемой. Например, ребёнок, который в начальной школе был круглым отличником, в пятом классе начинает сильно отставать в плане успеваемости. Если родители вовремя замечают перемены, к третьей четверти такие дети обычно выравниваются.

– Что делать в таком случае?

– В первую очередь, интересоваться делами ребёнка в школе. И не так, как это обычно принято, просто спрашивать: «Что сегодня получил?». Об оценках, наоборот, лучше говорить реже. Больше подойдут вопросы: «Как прошёл твой день?», «Какие предметы тебе нравятся?», «Что сегодня проходили?» и прочее. Так ребёнок будет чувствовать, что вам не всё равно и при этом не будет ощущать давления с вашей стороны.

Когда школа в тягость

– Что делать, если ребёнок отвечает на вопросы односложно?

– Обычно родители сами понимают, что означает, когда ребёнок перестаёт давать развёрнутые ответы на вопросы. Он либо боится, либо не доверяет, либо замыкается. В том случае, если для родителей непонятна реакция ребёнка и видимых причин для изменения настроения нет, лучше связаться с учителями или классным руководителем. Если мы говорим о пятом классе, здесь учителя наиболее расположены к общению, чаще всего готовы помочь и разобраться в проблеме, если она действительно есть.

– Как быть, если ребёнок после каникул не хочет идти в школу?

– Здесь главный вопрос не в этом, а в том, кто из вас двоих – родитель. Ребёнок должен понимать, что идти в школу – это такая же данность, как то, что конкретно вам, например, нужно идти на работу. Если проблема в том, что тема школы ему неинтересна, о ней следует говорить, пока каникулы не закончились. Ребятам, как из начальной школы, так и из среднего звена, обычно нравится ходить в магазин за канцтоварами, выбирать тетради, дневник и всё остальное. Если дело в режиме дня, то его следует корректировать также, ещё летом, в частности, ложиться спать раньше. Даже если светло. Лучше привыкнуть к этому как можно скорее, тогда и адаптация пройдёт проще. 

– А что если это старшеклассник и его пугает перспектива сдачи экзаменов?

– В первую очередь, нужно перестать пугать. Не для всех это очевидно, но чрезмерные разговоры о том, что пора бы уже определиться, например, с будущей профессией, энтузиазма в учёбе не добавят. Вопрос о профориентации сам по себе сложный, на него и не всякий взрослый сможет ответить. А об этом девятиклассника спрашивают. Что касается экзаменов, то здесь чаще всего пугает возможность школу не окончить или окончить её с плохими оценками. Здесь следует объяснить, что школу оканчивают все, так или иначе. И что для того, чтобы окончить её с хорошими оценками, у ребёнка есть всё необходимое, в том числе и помощь взрослых. Важный момент: не потакание, а именно помощь. То есть да, ему следует приложить некоторые усилия, но в случае, если возникнут затруднения, он не останется без поддержки. На своей практике часто сталкиваюсь с тем, что родители очень боятся, что их ребёнок сделает неправильный выбор, не найдёт работу по специальности. При этом сами они, чаще всего, имеют несколько образований, и их профессия не связана с основной специальностью. И это неплохо! Такая перспектива не должна ни пугать, ни ободрять, она просто должна существовать, мол, да, и такое бывает. Если ребёнка такой исход пугает, не будет лишним иметь несколько вариантов, куда поступить, какие экзамены сдавать, какую профессию выбрать.

– Часто новый учебный год пугает больше родителей, чем детей…

– Такое тоже бывает. В основном это что-то вроде: «Опять мне на родительских собраниях из-за него краснеть». Многие родители боятся даже не того, что там про их ребёнка скажут что-то плохое, а то, что это будет сказано публично, при других родителях. Широко распространён страх оказаться недостаточно хорошим родителем и что другие об этом узнают. Вот только другие родители тоже совершают ошибки, а в ошибках детей, будь то плохая успеваемость или проблемы с поведением, нет ничего ненормального. Порой негативный опыт куда конструктивнее позитивного, многие родители из-за этого страха об этом забывают. 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ-5 читаемых

Самое интересное в регионах