Примерное время чтения: 4 минуты
898

Дефицит «бюджета». Почему бесплатных мест в вузах становится все меньше

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 31. АиФ-Пенза 04/08/2021
Нина Зуева / АиФ

Экзамены в школах закончились. Но горячая пора продолжается – в августе бывшие выпускники узнают, кто из них стал студентом. Уже сейчас понятно: бесплатно высшее образование получат не все. Число бюджетных мест в вузах чуть ли не в два раза меньше тех, кто сдавал ЕГЭ (3 323 против 5 324). А вот платных почти 8 тысяч - в три раза больше бывших 11- классников. И поступить на платное отделение легче - здесь проходной бал ниже.

Пятилетка с приростом

Нельзя сказать, что именно этот год особенно выдающийся в этом плане. Наоборот, число бюджетных мест в профессиональных образовательных организациях региона – самое большое за последнюю пятилетку. «Пилят» места между вузами не в Пензе, а в Москве, в минобре.

«Высшее образование не должно охватывать 100% выпускников школ, - поясняет начальник управления информационной политики и связей с общественностью ПГУ Наталья Толкачева. - В структуре ПГУ есть многопрофильный колледж. Абитуриенты (как после 9 класса, так и после 11-го) охотно идут туда».

Правда, и в среднем профессиональном звене те же беды с бюджетными и платными местами.

Цена абитуриента

«Бесплатное высшее образование есть в Германии, Чехии, Словакии, в ряде других стран. В основном оно существует наряду с платным образованием. В США нет в принципе бесплатного высшего образования, даже в госуниверситетах. Так что российская ситуация не является исключительной. Плохо то, что у нас доминируют коммерческие соображения: вузы вынуждены под давлением требований «конкурентоспособности» и «экономической эффективности» предлагать «образовательные услуги», ориентируясь на спрос, а не на потребности  общества и свои возможности. Поэтому у нас так много экономических и юридических отделений всех мастей», - вступает в разговор кандидат философских наук, доцент Анна Очкина.

Сегодня самая дорогая специальность в пензенском вузе – это дизайнер в ПГУАС (193 тысячи рублей). На втором месте - «Землеустройство и кадастры» в ПГАУ (157 тысяч рублей). Такие цены на обучение рискуют не окупиться, заявленные специальности не совсем то, что нужно рынку.

По данным одного из крупнейших всероссийских сайтов по трудоустройству hh.ru, наиболее высокие зарплатные ожидания в регионе - у бывших студентов  медицинских вузов, на втором месте -технических. О том, что именно выпускники этих специальностей быстрее находят работу подтверждает и исследование Работа.ру.

Государство чувствует тенденцию. Увеличение мест в ПГУ в основном коснулось инженерных и IТ-специальностей.

«По статистике прошлых лет мы набирали на места с оплатой обучения примерно столько же, сколько на бюджетный прием. Есть направления, где возможно обучение только на договорной основе. Это в основном направления экономического, юридического профилей. Статистика показывает высокий процент трудоустройства выпускников по этим специальностям. Они получают достойную заработную плату», - утверждает Наталья Толкачева.

Фото: АиФ

Как показало исследование сайта по трудоустройству Superjob, по уровню зарплат молодых специалистов, занятых в экономической, юридической сферах и IT-технологиях, ПГУ вошел в топ-20 по стране. Другой агрегатор по трудоуйству hh.ru оценил насколько успешно пензенские выпусники находят себе работу: наш ПГУ на 85 месте из 300 вузов. Другие вузы в  рейтинг не попали вовсе.

«Сейчас вузы зависят от контингента учащихся (у нас финансирование подушевое), от платных студентов. Это снижает требования  к выпускникам. На ряд направлений не должно быть платного набора, а число мест должно быть просчитано с учетом потребности региона и страны в целом. Это относится к медицинским, педагогическим, инженерным специальностям, госуправлению. Никто же не хочет заниматься у учителя, поступившего с минимальными баллами, или у врача, который прошел кое-как на платное отделение. А малограмотный чиновник -это совсем невесело», - подводит итог Анна Очкина.

Профессор, доктор исторических наук Владимир Шувалов:
«Образование должно быть разным: и платным, и бесплатным. Главное, правильно настроить эту систему. Вот именно здесь и есть проблемы. Система перекошена, ориентирована на абстрактные стандарты, не понятно, какие задачи для общества и государства она должна решать. При ее создании нужно не следовать западным аналогам, а учитывать национальные особенности. Болонская система (она принята в Европе, в соответствии с ней были введены магистратура и бакалавриат.- Ред.) – это ошибка, унификация с Западом стране ничего не даст, потому что как равные стороны мы друг друга пока не устраиваем. Образование - это национальный, государственный, а не либеральный проект».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ-5 читаемых

Самое интересное в регионах