Работа управляющих компаний, видимо, так и будет притчей во языцех, как бы ее не пытались реформировать и модернизировать. Ну, не получается пока у «управляек» обратить в свою «веру» жителей многоэтажек. Мало кто из них может похвастаться полным взаимопониманием с собственниками квартир и обоюдным уважением. Впрочем, на то есть серьезные причины.
Сплошные совпадения
Согласно социологическим опросам, около половины россиян, проживающих в многоквартирных домах, недовольны работой своих управляющих компаний. Квартплата из года в год повышается, а качество услуг лучше не становится. Пенза из общероссийской картины, естественно, не выбивается: у нас тоже с завидным постоянством вспыхивают коммунальные конфликты. Последний разразился совсем недавно в самом центре города – на улице Пушкина, в доме № 9. Аналогичные ситуации, кстати, начинают приобретать массовый характер.
«Началось все в сентябре, когда к нескольким жительницам нашего дома, гулявшим с детьми на площадке, подошла некая Елена Едунова, - рассказывает Марина Чуйкина. - Она попросила организовать общее собрании жильцов, чтобы презентовать управляющую компанию, которую она возглавляет. Если бы мы знали, чем это для нас обернется».
Визит Елены совпал по времени с желанием жителей многоэтажки сменить свою «управляйку»: уж слишком много к ней накопилось претензий – в течение нескольких лет в доме не проводился ремонт (даже косметический), не менялись окна и почтовые ящики, не латалась крыша, не убирались толком подъезды. Люди устали от коммунального бардака и решили подыскать новую УК. Тут-то и появилась Едунова - генеральный директор ООО «Стимул».
Жители дома пришли на собрание и, по их словам, завалили руководителя новой управляйки вопросами о штате сотрудников, наличии аварийной бригады, опыте работы и т.д. Решающим стал вопрос о том, сколько еще домов находится в ее оперативном управлении. Оказалось – нисколько. Это первая многоэтажка, которую ООО «Стимул» собиралось взять под свое «крыло».
«Нас это не устроило, и мы отказались от предложения Елены, - продолжает рассказывать Марина Чуйкина. – Но так совпало, что в это же время мы решили сменить совет дома».
Собрав документы по новому совету, люди понесли их в Жилинспекцию и там выяснилось, что уже полным ходом идет процедура перехода их дома от старой управляйки в ООО «Стимул». И все бы ничего, если бы ни еще одно совпадение: в октябре у этого дома открывался спецсчет, куда должна была «упасть» круглая сумма, предназначенная для капремонта – 1 млн. 400 тыс. рублей. Для двухподъездного дома это серьезные деньги. У людей зародились подозрения, что их могут вывести.
«Подозрения усугублялись тем, что протокол общего собрания, на наш взгляд, недостоверен, - объясняет жительница многоэтажки. – Там, например, стояли подписи людей, находящихся в Америке и в Москве. И каким-то образом расписалась женщина, которой уже нет в живых. В моем бюллетене стояла похожая подпись, но не моя. Муж тоже расписывается не так, как как в протоколе ».
Получив такой сюрприз, жители ринулись в контролирующие инстанции – Жилищную инспекцию и региональный Фонд капремонта. Но там развели руками: «заблокировать» счет нельзя, документы составлены правильно, а уж подлинные под ними подписи или нет – могут выяснить только полиция и суд. Жители обратились и туда, а заодно написали письма в областную прокуратуру и президенту РФ. Но все равно они опасаются, что пока будет идти разбирательство, деньги с их спецсчета исчезнут.
Опасения подогреваются простыми арифметическими подсчетами. Дом на Пушкина, 9 имеет всего два подъезда – это 72 квартиры. Тариф за содержание общего имущества составляет 17 руб. 52 коп. (уже с учетом лифта). При стопроцентной оплате в месяц должно выходить чуть больше 50 тысяч рублей. Отнимите из этой суммы налоги, зарплаты уборщицы, электрика, сантехника и дворника, траты на общедомовые нужды (все те же лампочки в подъездах, печать квитанций и т.д.) и останется с гулькин нос.
«Наш дом не приносит «управляйкам» прибыль, - рассуждают жильцы. – Наверняка здесь есть какой-то корыстный интерес. А деньги со счета можно снять, предоставив в Фонд подделанные соглашения жильцов».
Кстати, с приходом новой управляющей компании, жители многоэтажки лишились доступа в подвал, на чердак и к коммуникациям. Старые замки срезали, а от новых ключей им не дали. Никто не понимает, что теперь делать в случае коммунального ЧП.
«Бежать в офис «управляйки»? Но его даже полиция не нашла. И сотрудников тоже», - подчеркивает наша собеседница.
Все по закону?
У Елены Едуновой своя правда. Она говорит, что искренне хочет привести дом в порядок и не пожалеет для этого ни сил, ни времени. Сейчас даже сама моет подъезды, потому что жильцы якобы чинили препятствие уборщице. А про недостоверность подписей под протоколом общего собрания она вообще ничего не знает.
«Меня не было ни при голосовании, ни при составлении протокола. Этот документ по почте мне направила инициативная группа, - объясняет директор УК. – Согласно протоколу собрания, за переход дома в ООО «Стимул» проголосовало более 50% собственников. Документы мы отправили в Жилинспекцию, которая их проверила и внесла дом в реестр лицензий управляющих компаний. С 1 октября на совершенно законных основаниях мы занимаемся обслуживанием многоквартирного здания по ул. Пушкина, 9».
Женщина не скрывает, что это первый дом в обслуживании ее компании, которая образовалась в августе 2018 года. Создание «управляйки» – дело не одного дня. Нужно зарегистрироваться, получить лицензию, подыскать подходящее здание.
«Но опыт работы в УК у меня есть – около четырех лет в должности диспетчера. Принимала заявки от жителей, координировала работу сантехников, электриков, дворников и т.д. Что касается сложившейся ситуации, то сферу ЖКХ нельзя назвать бесконфликтной. В каждом доме всегда есть 2-3 недовольных жителя, которых всегда что-то не устраивает. В нашем случае воюют два подъезда. А мы находимся между ними. Переживания жителей по поводу денег на спецсчете мне вообще не понятны. Счет контролирует Фонд капремонта, поэтому никакая управляющая компания не может вывести деньги в никуда. Любой наш шаг, связанный с капремонтом, должен согласовываться с жителями и Фондом».
Вот такая большая война разыгралась в одном отдельно взятом небольшом доме. Но, не смотря на кажущуюся мелкомасштабность, это весьма актуальная проблема. Оказаться в подобной ситуации может любая многоэтажка, а как людям защитить собранные на капремонт деньги – не понятно.
Мнение
Член Общественной палаты региона, эксперт в области ЖКХ Владимир Лощинин:
- Вообще, аналогичные ситуации встречаются сплошь и рядом. На мой взгляд, Жилищная инспекция не дорабатывает, ее полномочия шире, чем может показаться на первый взгляд. Я бы на месте жителей поинтересовался, есть ли у новой управляющей компании акт приема-передачи технической документации? Без этого документа дом не мог быть внесен в реестр лицензий. Собственно, без него не могли быть переданы ключи от подвала, чердака и других подсобных помещений.