Сделать нахождение в виртуальном мире более безопасным стало возможным благодаря новому проекту «Цифровая гигиена детей и подростков: проверьте, что делает ваш ребенок в сети!». Педагог-психолог первой категории, арт-терапевт по работе с детьми Юлия Сидоркина поддержала данный проект и рассказала о том, как избежать пагубного воздействия на школьников в Сети.
Как опасный контент может повлиять на психику ребенка?
Если взрослые люди могут сами выбирать, как им жить и чем интересоваться, то в отношении детей требуется осторожность в выборе контента: увиденная на экране жестокость может испугать ребенка или негативным образом повлиять на его психику. Важно ограждать ребенка от того, к чему он еще не готов.
Последствия могут быть абсолютно разными: одно видео с агрессией и насилием может напугать ребенка либо заставить повторить эти опасные действия. Причем ребенок будет думать, что он делает это в шутку и не осознавать, что с ним может случиться что-то плохое.
Какие виды потенциально опасного контента ребенок может встретить в Сети?
Например, группы, посвященные пропаганде алкоголя. Интересно то, что пропаганда чередуется с постами об акциях на шоколад и конфеты. На кого это рассчитано? Это может вызвать неприятные ассоциации у детей о том, что сладкое связано с алкогольными напитками.
На втором месте в подростковых группах — реклама вейпов, курительных и жевательных смесей. Опасность в том, что это подается под альтернативой сигаретам, имитации процесса курения. Это порождает психическую зависимость, которая гораздо сильнее физической.
[left_article: 3775858 {title: Статья по теме}]Блогеры также могут оказывать неблагоприятное воздействие на ребенка. Эти люди во многом сейчас определяют систему ценностей детей, а не родители, которые должны объяснить понятия «хорошо» и «плохо».
Через депрессивно-суицидальный контент детей вгоняют сначала в тоску, потом в депрессию, затем в апатию. Все начинается очень безобидно, иногда это просто юмор. В ряде мультфильмов аниме проводится идея, что суицид — это не результат психической нестабильности, а финал логической цепочки рассуждений.
У девочек в раннем подростковом возрасте часто бывают проблемы с принятием себя. Этим активно пользуются сообщества, внушая извращенные стандарты красоты. Такие группы необязательно будут называться «анорексия», но они будут пропагандировать почти «моментальный» результат. Если взрослый сможет легко понять смысл подобных сообществ, то ребенок не сможет отличить такую группу от тех, где люди объединяются для совместного здорового похудения.
Как родитель может оградить своего ребенка?
Каждый ребенок — отдельная личность, и все семьи разные, поэтому универсального средства нет, но есть принцип, следуя которому есть шанс сохранить психику ребенка и оградить его от всего этого. «Антивирус» — это система ценностей и убеждений, которую закладывает родитель еще в раннем детстве. Только окружив ребенка безопасной и поучительной медиасредой из добрых фильмов и мультфильмов, можно создать у маленького человека ту систему ценностей, которая в будущем будет эффективно противостоять любому опасному контенту, не забывая, конечно, о личном примере.
В первую очередь, чтобы обучать подростка грамотному интернет-контенту, нужно сначала наладить с ним дружеские отношения. Не нужно сразу осуждать или наказывать, родитель должен проявить интерес и попытаться обсудить с ребенком просмотренный контент. Единственное о чем нужно помнить — это о том, что нельзя задавать вопросы из серии: «ты знаешь, что такое крипипаста, слэш, суицид» и прочее. Не стоит создавать дополнительный интерес у него к этим вещам.
Может ли проект «Цифровая гигиена детей и подростков» сохранить психику ребенка?
Я считаю, что этот проект — это определенная поддержка для родителей, которые могут в случае опасности для ребенка в сети найти опору, посмотреть как можно действовать в этой ситуации, так как сайт содержит в себе всю необходимую для этого информацию. Есть полезные сайты, на которые можно переключить ребенка и показать, что это действительно интереснее найденного контента.
Также при обнаружении разрушающего контента можно обратиться в электронную приемную Роскомнадзора, чтобы обезопасить не только своего ребенка, который наткнулся на что-то, но и предотвратить подобное у других. Помимо этого, данный проект предусматривает «цифропомощь», где эксперты могут оказать поддержку молодым людям, которые столкнулись с проблемами в Интернете. Это может быть потеря личных данных, кибербуллинг, распространение фейковой информации или цифровая зависимость.
Подробно ознакомиться с проектом можно на его официальном сайте.