142

Александр Никишин: Об уроках пандемии и модернизации медицины

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 24. АиФ-Пенза 16/06/2021

Больше года прошло с момента, как в регионе был выявлен первый больной коронавирусной инфекций. Об итогах этого года, о жертвах пандемии рассказал министр здравоохранения Пензенской области Александр Никишин.

Ирина Акишина, «АиФ-Пенза»: Александр Викторович, год назад система здравоохранения готовилась к тому, что в регионе скоро может появиться первый больной коронавирусом. Но чего не удалось предусмотреть? К чему невозможно было подготовиться? Что оказалось самым сложным в условиях пандемии?

Александр Никишин: Действительно, вот уже более одного года прошло со дня первого подтвержденного случая COVID-19 в нашей области. Но интенсивная и ежедневная работа по предотвращению ее распространения и по обеспечению готовности учреждений здравоохранения к оказанию своевременной медицинской помощи пациентам с подозрением на коронавирус и с подтвержденным диагнозом не прекращается и по сегодняшний день.

Во время «первой волны» мы оказались в ситуации, когда перед системой встал крайне сложный выбор: какие из медицинских организаций нужно перепрофилировать под COVID-19, сохранив при этом доступность специализированной медицинской помощи при экстренных ситуациях. Поэтому до мая - июня 2020 года все районные и межрайонные больницы, а также областной госпиталь и клиническая больница №4 города Пензы были отданы под «ковидных» больных. Ведущим учреждением в оказании специализированной медицинской помощи пациентам стал и остается до настоящего времени Пензенский областной клинический центр спецвидов медпомощи.

Пациенты, нуждающиеся в оказании экстренной медицинской помощи при инфарктах, инсультах, травмах и т.д., на фоне новой коронавирусной инфекции, получают необходимую помощь в условиях больницы имени Н.Бурденко. Центром по оказанию медицинской помощи «нековидным» больным стала больница № 6 имени Г.Захарьина.

Колоссальная нагрузка легла на службу скорой медицинской помощи. Мы были вынуждены увеличить количество бригад с 8 до 18, потому что изменившаяся маршрутизация больных из районов, преимущественно, в областной центр значительно удлинила время обслуживания одного вызова.

Безусловно, сегодня мы стали более уверенно себя чувствовать в борьбе с коронавирусом за счет налаженной системы диагностики и лечения инфекции, созданного резерва лекарственных препаратов, средств защиты персонала, наличия необходимого медицинского оборудования – кислорода, ИВЛ, ПЦР-лабораторий, компьютерных томографов и т.д. Во всех подведомственных медицинских организациях обеспечена техническая возможность проведения телемедицинских консультаций больных с региональными и федеральными клиниками.

Второй проблемой стала необходимость быстрой «перестройки» медицинского персонала на работу в новых условиях. Это переориентирование организации медицинской помощи с преимущественным ее оказанием на дому, быстрый переход на оформление больничных листов и направлений на МСЭ в электроном виде, массовое внедрение дистанционных технологий, овладение большим объемом новых знаний за короткое время, причем рекомендации по оказанию помощи больным изменились за год 10 раз, постоянное использование средств защиты и, самое, пожалуй, главное, это ежедневное преодоление себя перед заходом в «красную» зону.

Не скрою, в первые дни, недели, месяцы пандемии нам пришлось практически индивидуально отрабатывать возникающие проблемы с каждой больницей, которая входила в «красную» зону. Планерки проводились в режиме ВКС каждый день, по два раза в сутки. Пандемия показала истинную суть наших медиков, которую за будними днями мы порой не замечаем: это самоотверженность, готовность ежедневно и ежечасно приходить на помощь, переживая боль и страдание с каждым пациентом, а смерть больного – как личную трагедию.

В течение всего года непрерывно проводилось обучение медицинских работников: 16 тысяч человек прошли обучение по вопросам профилактики, диагностики и лечения больных с новой коронавирусной инфекцией.

- В Пензенской области практически на боевом посту во время пандемии погибло несколько медработников, не у всех из них стоит диагноз «COVID-19». Какая помощь им оказывалась?

- От COVID-19 погибло 35 медработников и два водителя скорой помощи, из них связали смерть с профессией у 17 человек. На выплаты было выделено по 3,7 млн. рублей.

 - Какие уроки извлеки из пандемии? Чему она научила? Действительно ли, COVID-19 стал индикатором основных проблем в системе здравоохранения?

- Благодаря накопленному опыту управления системой и выстроенной логистике при оказании медицинской помощи в нашей области не возникло больших проблем с оперативным регулированием и управлением ситуацией. В ежесуточном режиме проводилась перепрофилирование коечного фонда, актуализировалась маршрутизации больных с различными заболеваниями – ковид и соматической патологией.

Важнейшей проблемой, с которой мы столкнулись, это дефицит кадров как в поликлинике, так и в стационаре. Поэтому были предприняты оперативные решения с целью усиления как первичного, так и стационарного звена, а также большое внимание было уделено повышению уровня профессиональных компетенций врачей и среднего медицинского персонала.

Были трудоустроены и оказывали медицинскую помощь пациентам с коронавирусом 50 врачей-ординаторов на должностях врачей-стажеров и 140 студентов-медиков 3 - 6 курса на должностях средних медицинских работников. 90 врачей-ординаторов пензенского института усовершенствования врачей и медицинского института ПГУ были трудоустроены в городскую поликлинику, 130 студентов 6 курса этого же вуза направлялись в качестве помощников врачей и для работы в контакт-центре.

Справка:
В период пандемии 16 тыс. медицинских работников прошли обучение по COVID-19, а также по вопросам профилактики, диагностики и лечения больных с коронавирусной инфекцией. По 36-часовой программе для оказания медицинской помощи пациентам с новой коронавирусной инфекцией COVID-19 под контролем врача-инфекциониста или врача-анестезиолога-реаниматолога прошли обучение 1 209 врачей-специалистов, 499 обучающихся по программам ординатуры и 7 166 средних медицинских работников.

Пандемия усугубила существующие в здравоохранении проблемные вопросы финансового обеспечения оказания населению скорой медицинской помощи. Норматив стоимости одного вызова на 2021 год составляет 2 732,39 рублей. Общий объем финансирования составляет 1 068,8 млн. рублей. При этом, методическими рекомендациями выездные бригады скорой медицинской помощи рекомендуется формировать из расчета - одна бригада на 10 тысяч населения.

Таким образом, всего в Пензенской области должно быть 116 бригад, так как для отдельных районов с числом жителей менее 10 тысяч человек отдельная бригада скорой медицинской помощи не предусмотрена. Однако, расчет количества бригад осуществляется на все население субъекта и в текущем году составляет 123.

Кроме того, в связи с распространением на территории Пензенской области новой коронавирусной инфекции в период с января по март 2021 года количество выездных бригад было увеличено: в январе – на 18, в феврале – на 16, в марте – на 8. В результате на покрытие расходов на содержание расчетного количества бригад СМП (123 бригады СМП) и фактически развернутых в период эпидемии (от 8 до 18 бригад СМП в зависимости от эпидемиологической ситуации) необходимо 1 358,1 млн. рублей. Дефицит средств составляет – 267,5 млн. рублей или 25,06% от предусмотренных средств.

- Сейчас заявлено о модернизации системы здравоохранения в регионе, речь в первую очередь идет о первичном звене. Можно ли сказать: сейчас поняли, что в свое время зря закрывали в селах ФАПы, и поэтому именно им уделяется особое внимание?

- Новая программа модернизации является логичным продолжением приоритетного Национального проекта «Здравоохранение». Она строилась по следующим приоритетным направлениям. Первое - проведен детальный аудит сети медицинских организаций и структурных подразделений на предмет обоснованности их существования. Следует пояснить, что Минздравом России утверждены Требования к размещению медицинских объектов, исходя из необходимости обеспечения доступности медицинской помощи. Например, в населенных пунктах с числом жителей менее 100 человек, удаленных от медицинского объекта (любого) на расстояние более, чем 6 км, объект не создается. Плановая первичная медико-санитарная помощь жителям оказывается мобильными медицинскими бригадами, для работы которых в конце 2018 года закуплены шесть передвижных медицинских комплексов.

Есть и обратный пример. В 2020 году были построены два ФАПа в Пензенском районе в населенных пунктах, где их никогда не было (ж/д станции Ардым и Кривозеровка). Они, напротив, расположены близко к медицинским объектам, но по численности населения (более 800 человек) подоходили под требования.

Дополнительным ресурсом обеспечения доступности медицинской помощи является совершенствование транспортной инфраструктуры, поэтому в рамках программы намечены мероприятия по проведению ремонта дорог, налаживанию регулярного автобусного сообщения и т.д. На сегодняшний день в Пензенской области нет населенных пунктов, которые не обеспечены медицинской помощью. Но остается сложным вопрос – дальнейшая модернизация сети в зависимости от численности населения, приведение структуры и мощности объектов в соответствие численности населения.

Справка:
2 медицинские организации – ГБУЗ «Башмаковская районная больница» и «Лунинская районная больница», обслуживают меньше рекомендуемой численности населения, - 5 врачебных амбулаторий находятся в населенных пунктах с числом жителей менее 2 000, запланировано преобразование в фельдшерско -акушерские пункты, все ВА не укомплектованы врачами; - 22 фельдшерских здравпункта расположены в населенных пунктах с числом жителей менее 300 человек. До 2024 года планируется их реорганизация, в том числе с открытием домовых хозяйств первой помощи в 16 населенных пунктах, находящихся на расстоянии более 6 км от ближайшего медицинского объекта.

Второе направление – это аудит состояния материально-технической базы учреждений здравоохранения первичного звена. Коротко остановлюсь на основных проблемных вопросах.

Из 96 врачебных амбулаторий - 30 имеют высокую степень износа и требуют замены, 12 - требуют капитального ремонта; из 299 фельдшерско-акушерских пунктов - 119 имеют высокую степень износа и требуют замены, 62 - требуют капитального ремонта; из 213 фельдшерских пунктов - 71 имеют высокую степень износа и требуют замены, 25 - требуют капитального ремонта.

Доля оборудования со сроком эксплуатации свыше 7 лет - 79 %. Доля оборудования со сроком эксплуатации свыше 10 лет – 47%, из них рентгенодиагностические комплексы - 67%, цифровые флюорографы – 54 %, маммографические аппараты– 52 %, аппараты УЗИ – 44 %.

Третье направление – решение кадрового вопроса. Здесь: целевая подготовка, трудоустройство, меры соцподдержки и многое другое.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ-5 читаемых

Самое интересное в регионах