Их запрещают на работе, отбирают на учёбе. Но отбить желание ими пользоваться не могут. Сейчас немало тех, кто, случайно просыпаясь среди ночи, первым делом хватается за телефон – а вдруг в интернете написали что-то важное и интересное?
Как понять, что у человека появилась зависимость от гаджетов? Сколько времени школьник может проводить за смартфоном?
На вопросы ответила заведующая кафедрой «Неврология, нейрохирургия и психиатрия» кандидат медицинских наук, доцент ПГУ Елена Петрова.
Идеальный кадр
Елизавета Миронова, penza.aif.ru: Елена Владимировна, согласны ли вы с тем, что люди с появлением соцсетей стали более одинокими?
Елена Петрова: Безусловно, виртуальная реальность может быть полезной: помогать в учёбе, на работе. Она позволяет поддерживать связь с близкими, находящимися далеко. Но существует и обратная сторона медали – повышенный риск социальной изоляции.
Платформы самовыражения легко создают иллюзию насыщенной жизни: красивые фотографии, остроумные посты, десятки «друзей» онлайн. Но чрезмерное увлечение виртуальным миром отнимает время от реальных встреч с друзьями и семьёй. Вместо того чтобы пойти в кино с друзьями, мы листаем ленту новостей. Вместо живой беседы с близкими – переписываемся в мессенджере. Постепенно реальное общение сходит на нет, и мы оказываемся в режиме социальной изоляции.
Соцсети могут быть и средой для травли и агрессии. Некоторые исследования показывают, что чрезмерное использование социальных сетей снижает нашу способность сопереживать другим. А ведь именно эмпатия – основа для построения близких и доверительных отношений.
Оторванность от реальности, живого общения приводит к тому, что человек теряет связь с истинными желаниями и потребностями, ему становится сложно понять, чего он хочет от жизни.
– Идеальная картинка на экране телефона заставляет человека постоянно сравнивать себя с другими людьми. Это опасно?
– Социальные сети стали своего рода «сценой», где каждый демонстрирует лишь тщательно отобранные фрагменты жизни. Отретушированные фотографии, истории успеха, фееричные отпуска – эта «идеальная» картинка часто провоцирует чувство неполноценности, неудовлетворённости своей внешностью и жизнью. Наблюдая за «успехами» других, люди могут испытывать зависть и ревность. Стремление соответствовать навязанным идеалам может привести к тревожности, беспомощности и депрессии.
Постоянное сравнение себя с другими в виртуальном пространстве оказывает деструктивное воздействие на психику и социальное благополучие. Идеальная картинка – иллюзия. Подлинное счастье кроется в развитии собственной личности, построении крепких отношений в реальном мире.
Телефон мешает жить
– Зависимость от социальных сетей является болезнью?
– Официально в Международной классификации болезней 10-го пересмотра «зависимость от социальных сетей» как отдельное заболевание не выделена. Однако поведенческие признаки, схожие с зависимостью, могут быть диагностированы как расстройства, требующие внимания специалиста. На что стоит обратить внимание?
- Постоянные мысли о социальных сетях, даже когда человек не в интернете (поглощённость).
- Необходимость проводить всё больше времени в соцсетях для получения чувства удовлетворения (толерантность).
- Неспособность контролировать время, проводимое в соц-сетях, несмотря на неоднократные попытки (потеря контроля).
- Появление раздражительности, тревоги или подавленного настроения при попытке ограничить использование социальных сетей (синдром отмены).
Тревожным сигналом являются расстройства сна и аппетита; отказ от важных сфер жизни, таких как работа, учёба, хобби или отношения, в пользу социальных сетей.
Детское время
– В каком возрасте нужно разрешать ребёнку заходить в интернет?
– Я бы не стала привязываться к конкретному возрасту, гораздо важнее зрелость ребёнка, его способность к самоконтролю и критическому мышлению, а также уровень доверия и открытости в отношениях с родителями.
Но, учитывая имеющийся запрос, вот некоторые возрастные рекомендации.
- До 7 лет доступ к интернету должен быть строго ограничен и происходить только под контро-лем взрослых. Речь может идти о просмотре образовательных мультфильмов или игр вместе с родителями.
- В 7–10 лет ребёнку можно постепенно предоставлять больше самостоятельности, но важно установить чёткие правила и ограничения. Родители должны обучить ребёнка правилам безо-пасного поведения в интернете, объяснить, как распознавать фейковую информацию и избегать онлайн-мошенничества.
- В возрасте 10 лет и старше подростки нуждаются в большем личном пространстве и самостоятельности, но родительский контроль и доверительные отношения по-прежнему важны. Необходимо обсуждать с подростком его онлайн-активность, интересы и возможные риски. Важно научить ребёнка критически оценивать информацию, противостоять кибербуллингу.
– Дети сейчас часто снимают короткие видео и выкладывают их в соцсети. Стоит ли поощрять такое занятие?
– Это палка о двух концах. С одной стороны, это может быть творческим хобби, развивающим навыки и самовыражение. С другой – есть риски: зависимость, кибербуллинг, потеря приватности и сравнение себя с другими. Главное – безопасность, осознанность и баланс. Поддерживайте творчество, но учите ребёнка критически оценивать контент и защищать себя в Сети.
Полезно знать
Сколько времени можно проводить ребёнку в интернете?
- Дошкольникам – не более 15–30 минут в день, и только под контролем взрослых.
- Младшим школьникам – не более 1–1,5 часа в день.
- Подросткам – не более 2–3 часов в день, включая время, затрачиваемое на учёбу.
Это общие рекомендации, но надо учитывать и индивидуальный подход.