Что можно узнать из штрих-кода на товаре?
Отвечает пресс-служба Управления Роспотребнадзора по Пензенской области:
«Большинство продуктовых товаров имеют на этикетках так называемые штрих-коды – небольшие белые прямоугольники с черными полосками и набором цифр под ними.
Штрих-код содержит информацию о стране-изготовителе продукта, на каком предприятии он был произведен, а также технические характеристики (наименование, сорт, артикул, цвет, массу, размер и т.д.) На основе данных штрих-кода кассир и покупатель также могут определить подлинность товара.
Страна-изготовитель продукта обозначается первыми двумя или тремя цифрами. Например, код России - от 460 до 469, США и Канады - 00–13, Италии - 80–83, Китая - 690–699, Великобритании соответствует число 50, Беларуси – 481.
Иногда первые цифры штрих-кода могут не соответствовать информации о производителе на этикетке. Это происходит из-за того, что организация была зарегистрирована и получила код не в стране, куда экспортирует продукцию, товар был изготовлен на дочернем предприятии или по лицензии организации из другой страны, а также в том случае, если учредителями предприятия являются несколько фирм из различных государств.
Все коды, начинающиеся с 200 и заканчивающиеся на 299, зарезервированы для внутреннего использования предприятиями любых стран. Например, продуктовый магазин может изготовить собственные этикетки со штрих-кодом и зашифровать в них информацию о товарах для внутренних целей. Кроме того, первые цифры от 977 и далее соответствуют не стране-изготовителю, а некоторым видам товаров, например, журналам и книгам.
Код предприятия – это следующие четыре цифры, обозначающие регистрационный номер производителя товара. Эта часть кода позволяет исключить возможность появления двух различных товаров с одинаковыми кодами. Для маркировки продукции совсем небольших размеров часто используется сокращенный код (EAN-8), в котором не размещается информация об изготовителе, и после кода страны сразу идет регистрационный номер товара.
Код товара – оставшиеся пять цифр (кроме последней) – используется для кодировки самого товара и присваивается изготовителем или продавцом в виде регистрационного номера в пределах своей организации. В этих цифрах изготовитель может закодировать необходимые для идентификации товара данные (наименование, сорт, артикул, цвет, массу, размер и т.д.).
Последняя в коде цифра введена для того, чтобы сканер мог определить подлинность товара. Однако покупатель может сделать это самостоятельно, проведя несложные вычисления:
- Сложите цифры, стоящие на четных местах (6 + 3 + 2 + 6 + 0 + 1 = 18).
- Полученную сумму умножьте на три (18 * 3 = 54).
- Сложите цифры, стоящие на нечетных местах, кроме самой контрольной цифры (4 + 2 + 7 + 0 + 6 + 1 = 20).
- Сложите числа, полученные в п. 2 и п. 3 (54 + 20 = 74).
- Отбросьте десятки (74 – 70 = 4).
- Из числа 10 вычтите полученное в п. 5 (10 – 4 = 6).
Если результат расчета не совпадает с контрольной цифрой в штрих-коде – значит товар произведен незаконно».
Читайте нас в Telegram-канале «АиФ-Пенза», социальных сетях «ВКонтакте», «Одноклассники», на канале Яндекс.Дзен.
Вопреки всем санкциям. Как государство помогает развивать экспорт товаров
Ярмарки с большой дороги. Как покупателей разводят на «финских» распродажах
Товары есть, покупателей мало. Репортаж aif.ru из магазина «Леруа Мерлен»
Ценовой пузырь. Почему мыло стало одним из самых подорожавших товаров
Дилеры тоже плачут: почему нельзя «кидать» фирмы из недружественных стран