Звезды становятся ближе. Редакция «АиФ» нашла потенциального космонавта

Желание поучаствовать в нашем эксперименте выразили люди самых разных профессий и увлечений. © / Николай Козин / АиФ

Уважаемые читатели, у нас для вас принеприятнейшее известие. Мы безнадежно отстаем в космической сфере. Шутка ли – после легендарного уже Александра Самокутяева в отряде космонавтов не было ни одного пензенца. «Время исправлять ситуацию», - подумали мы и организовали в преддверии Дня космонавтики проект «Космический доброволец».

   
   

Через тренинги к звездам

Девятнадцать человек (четырнадцать взрослых и пятеро школьников), семь серьезных испытаний и всего один вопрос: кто достоин полететь в космос? Кто способен с честью выдержать все тяготы и невзгоды, которые ждут кандидата в космонавты? Надо сказать, ответ нас немного удивил, но обо всем по порядку.

Желание поучаствовать в нашем эксперименте выразили люди самых разных профессий и увлечений – инженеры, спасатели, музыканты, профессиональные спортсмены, кардиохирурги и даже судебные приставы. Самому младшему участнику – восемнадцать. Самому старшему – 37. Тут мы, признаемся, немного отошли от правил – согласно стандартам Роскосмоса, кандидатом в космонавты может стать человек в возрасте до 35 лет. Но из любого правила возможны исключения – например, российский космонавт Павел Виноградов впервые отправился в космос в 44 года.

Наша программа испытаний состояла из двух этапов: общефизической подготовки и интеллектуального конкурса. И хотя вместо испытательного полигона в нашем распоряжении был лишь спортзал школы № 56 (той самой, кстати, где учился Самокутяев!), азарта и рвения участников это нисколько не убавило.

Фото: АиФ/ Николай Козин

На первом этапе от добровольцев в полном соответствии со стандартами Роскосмоса потребовалось: подтянуться 14 раз, пробежать километр за три минуты и 35 секунд, 20 раз отжаться на брусьях, пробежать 60 метров за восемь с половиной секунд, 15 секунд удержать уголок – упор на брусьях, ноги параллельно полу.

Фото: АиФ/ Николай Козин

В грязь лицом не ударили

Конечно, настоящий, серьезный отбор в космонавты этим вовсе не ограничивается. К испытаниям на выносливость добавляются плавание и забег на три километра, тестирование на велоэнергомере, лыжный кросс. Ловкость определяют в спортивных играх, быстроту – в челночном беге.

Но это все только самое начало, верхушка айсберга. Будущий космонавт должен быть способен выдерживать такие нагрузки, работу в таких условиях, которых на Земле попросту нет и быть не может. А поскольку их не может быть, их создают искусственно, в специальных лабораториях.

   
   
Фото: АиФ

Например, по признанию некоторых космонавтов, самым тяжелым этапом подготовки для них оказалось испытание одиночеством. Для его прохождения человека закрывают в сурдокамере – помещении со слабым искусственным освещением и звуконепроницаемыми стенами. Провести в ней 10-15 суток подряд – для многих уже непосильная задача. А ведь будущего космонавта даже в маленькой герметичной камере никто не собирается оставлять в покое – его заставляют не спать несколько суток подряд, решать логические задачи и выполнять психологические тесты.

В нашем распоряжении, увы, не оказалось ни сурдокамеры, ни барокамеры, ни даже всем известной центрифуги. Но этого и не понадобилось – участникам проекта «Космические добровольцы» хватило и физических испытаний.

Фото: АиФ/ Николай Козин

Несмотря на то, что люди у нас подобрались почти все сплошь спортивные, нормативы сдали на «отлично» только двое – инструктор по рукопашному бою Дмитрий Тышкунов и кардиохирург Игорь Черногривов. Они заняли первое и второе места соответственно. Третим стал инженер Сергей Столяров, продемонстрировавший глубокие познания в области космоса и истории его освоения.

Победители получили уникальные в своем роде призы – книги о космосе с автографом нашего знаменитого земляка Александра Самокутяева.

Кстати, самому космонавту, присутствовавшему на нашем спортивном празднике, тоже достался вполне оригинальный приз, приготовленный редакций «АиФ – Пенза» - номер нашей газеты из будущего, аж из 2040 года, когда Самокутяев станет мэром Ганимеда (спутника Юпитера) и займется разведением редкой популяции космических тигров.

Фото: АиФ/ Николай Козин

Александр Самокутяев, летчик-космонавт, Герой России:
«Роскосмос объявил набор добровольцев исходя из текущего положения дел. В последнее время у нас образовался провал: многие космонавты завершили свою летную карьеру. Одни занялись политикой и ушли в Государственную думу, другие получили не менее интересные предложения и решили попробовать себя на новом поприще. В итоге опытных космонавтов осталось недостаточно для того, чтобы закрыть задачи, которые могут появиться в любой момент.К набору добровольцев подталкивает еще одно обстоятельство – отсутствие в наших рядах молодежи. Большинству космонавтов давно за сорок. Поэтому и возникла потребность в подготовке молодых кадров.Что касается требований к кандидатам, то сейчас они гораздо мягче, чем были раньше, но это вполне оправдано. За всю историю освоения космоса на орбите побывало 129 человек. За эти годы накопился не только огромный опыт, шагнули вперед техника и космическая медицина. Появились уникальные методы тренировок, позволяющие поддерживать отличную физическую форму и здоровье. Поэтому в космос сейчас летают люди, чей возраст превышает 50 лет. Изменился и подход к профессиям кандидатов на полеты в космос. Изначально предполагалось, что космонавтами могут стать исключительно военные летчики, поскольку они способны молниеносно принимать решения в экстренной ситуации, позволяющие не просто выполнить поставленную задачу, но и вернуться на землю живым. Однако жизнь вносит коррективы. Сейчас нам требуются специалисты более узкого профиля – биологи, врачи, инженеры, может быть, даже учителя. Безусловно, мы приветствуем выпускников Бауманки и МАИ, но и даем шанс представителям других, не менее важных профессий».

Смотрите также: