Он умер от продолжительной болезни на 68-году жизни, но в памяти людей останется навсегда.
Нестандартные решения
Попрощаться с бывшим губернатором в прошлую пятницу пришли не только его коллеги, которые в разное время работали под его началом, но и бизнесмены, актеры, рабочие, даже школьники. Людей было так много, что киноконцертный зал «Пенза», рассчитанный на 1,2 тысячи человек, не смог вместить всех желающих присутствовать на панихиде. Многие ждали в коридоре и на улице. Рядом с гробом находились жена, дочь, брат, родственники. Много добрых слов, слез, воспоминаний.
1998 год – излом эпох. Губернию принимает активный, сильный и неоднозначный лидер. Нищенствуют все поголовно, крупнейшие предприятия разоряются, село почти вымерло. Дальше будет легче? Тяжелее? Бочкарев и сам не знал ответа на эти вопросы. Лишь двигался вперед, порой спотыкаясь, но, не отступая от намеченных задач.
Спустя четыре года был вновь избран губернатором. В 2005 году по представлению президента РФ Владимира Путина был утвержден на пост главы региона на третий срок, а в 2010 году региональный парламент вновь наделил Бочкарева полномочиями губернатора по представлению президента Дмитрия Медведева.
При этом губернатор довольно нестандартно решал проблемы. В качестве примера можно привести создание «офшорных сел», предложение пересадить на велосипеды чиновников или идеи оздоровления членов правительства. Чайные посиделки с блогерами, мечты создания кооперативы бомжей и строительства лестницы от новой филармонии до Западной поляны, а на вершине появления статуи Христа, как в Рио-де-Жанейро – Бочкарев был неиссякаемым источником сногсшибательных новаций.
Четвертый срок полномочий экс-губернатора истек 25 мая 2015 года. В сентябре того же года он стал представителем от области в Совете Федерации.
Однозначно, при Бочкареве Пензенская область из захолустья превратилась в заметный регион. Новый драматический театр, киноконцертный зал и филармония, новое здание библиотеки им. М.Ю. Лермонтова и Дизель-арена, федеральный кардиоцентр — список построенных и реконструированных объектов можно продолжать и продолжать.
Лидер среди лидеров
Лидер. Так коротко и однозначно о нем говорили многие. Коллеги по губернаторскому корпусу признаются - даже в их среде Василий Кузьмич оставался им, для многих был верным товарищем, умел дружить и прощать.
«Когда я был главой Мордовии, мы работали параллельно, - вспоминает губернатор Самарской области Николай Меркушкин. - Почти на все мероприятия летали на одном самолете. Даже после тяжелой болезни он работал также, может, даже активнее. Он отлично понимал, что такое имидж области, и он блестяще это делал. Хотя часто говорил, у нас нет богатств, нефти, газа, у нас даже Волги нет. Когда я стал главой Самарской области, он был у меня на инаугурации и шутил - мол, сделаем теперь канал, чтобы соединить Суру и Волгу, чтобы Пенза стала городом на Волге».
«Он звонил мне в воскресенье, - говорил на церемонии прощания губернатор Оренбургской области Юрий Берг. - Поздравил с праздником. Передал приветы. О себе сказал: «Я держусь. Прорвемся!». Наши области далеко расположены, но мы были близки».
Работал для людей
Много теплых слов в адрес экс-губернатора было сказано депутатом Государственной Думы РФ Игорем Руденским.
«Василий Кузьмич очень многое сделал для региона, он всегда претворял в жизнь новые проекты, всегда фонтанировал идеями, и это всегда привлекало людей. Они готовы были с ним общаться часами, слушать его, - рассказал Руденский корреспонденту «АиФ-Пенза». - Он делал все, чтобы Пензенская смотрелась на фоне ПФО очень достойно, боролся за самые высокие места. Это была борьба за инвестора, за то, чтобы эти проекты по мясу, по молоку, по растениеводству, о которых он всегда говорил, претворялись в жизнь.
Последний раз я виделся с Василием Кузьмичом на его дне рождении, собирался приехать после завершения работы Думы. Знаете, он до последнего был в хорошем настроении, хотя понимал, что болезнь подступает, но он боролся».
Светлана Пинишина 11 лет проработала с Бочкаревым в администрации Железнодорожного района: «Когда он спрашивал, сколько мы работаем вместе, я отвечала, что 33 года. Он удивлялся: «Как же так?». А у меня с ним год шел за три, потому что те программы, которые мы наметили сделать в районе, нужно было выполнить еще вчера. Я ему говорила: «Вы, как Данко, сердце вырвали и бежите, а мы за вами».
Это человек-лидер, человек – творчество, человек принципиальный. Но самое главное – он любил людей, работал для людей, уважал людей. Он, работая в Железнодорожном районе, говорил так: «У нас в районе не должно быть окраин». В каждом микрорайоне был разработан план социально-экономического развития, над котором администрация трудилась. Первый совет директоров был создан на территории Железнодорожного района. Первым был создан клуб для людей старшего возраста «Ровесники».
Много можно говорить о Василии Кузьмиче. Это был человек-созидатель, который не знал покоя ни себе, ни всей команде. Власть его изменила, но власть его не испортила – он также остался доступный людям, независимо от того, на улице ли он, на мероприятии. И если он давал поручения, то оно должно быть исполнено тем человеком, которому оно адресовано.
В администрации был такой случай: пришла жалоба, и Василий Бочкарев отписал одному из своих замов, а когда пришло исполнение ему на подпись, выяснилось, что заместитель адресовал начальнику отдела, тот специалисту… На следующее утро Василий Кузьмич собрал весь аппарат и сказал: «Если я поручаю заместителю, то он должен встретиться с заявителем, выяснить проблему и решить». Он всегда говорил: «Мне твои цифры не нужны, мне нужны конкретные дела, которые нужны жителям Железнодорожного района» . Такой стиль руководства у него был при работе в администрации, и я считаю, только благодаря работе, население Пензенской области оказало ему доверие, избрав губернатором 12 апреля 1998 года».
Василия Бочкарева похоронили на центральной аллее Ново-Западного кладбища.
Смотрите также:
- Главные уроки. О чем спросили министра образования читатели «Аиф-Пенза» →
- Прощалась вся область. Как хоронили экс-губернатора Василия Бочкарева →
- Альтруизм жив! О терапевтах, интернете и критиканстве →