Судебная практика. Самые интересные случаи в истории Пензенской области

В декабре в странах СНГ отмечается День работника суда. Официальной даты, к сожалению, нет, однако труд судей всегда был важен. В истории Пензенской области не обходилось и без ярких случаев. О них «АиФ-Пенза» рассказал преподаватель истории, аспирант кафедры «Всеобщая история и Обществознание» ИФФ ПГУ Глеб Чернов:

   
   

«В судебной практике в Пензенской губернии много дел интересных, а местами комичных. Так, в 1812 году. Пензенская уголовная палата рассматривала дело о членах Саранского нижнего земского суда. Подсудимый крестьянин обвинил господ в пытках. По его словам, они его поили вином и кормили соленой рыбой. Потом не давали ему пить воды. Суд рассмотрел дело и обвинил крестьянина в ложном доносе на членов суда.

Если смотреть дело 1807 года, то описываемые события можно назвать настоящим конфликтом. Тогда башкирский батальон военных под командованием майора Шефлера проходил мимо деревни Саловки. Руководство попросилось на квартиры в деревню, но хозяин, помещик по фамилии Ховрин, решительно отказал военным в размещении. И судя по документам, дворовые люди Ховрина оказали сопротивление: начали стрельбу из пушки, били в колокол. В результате погиб один из солдат. В итоге строптивый помещик попал под суд. Однако дело длилось так долго, что обвиняемый не дожил до конца. В результате свидетели показали, что из пушки стреляли для «развлечения гостей», а солдат погиб из-за конфликта с местным крестьянином.

Встречаются и семейные драмы. В 1785 году Городищенский нижний земский суд рассматривал дело о незаконном владении тремя крепостными князем Темировым. Князь утверждал, что это его внебрачные сыновья. Подтверждала это и мать крепостных, которую обвинили в поклепе. Самого Темирова признали психически не здоровым, а все знатные свидетели, включая супругу князя, отрицали порочную связь. Несчастную мать трех сыновей едва не наказали кнутом, но в Пензу вовремя прибыли законные дочери князя, открывшие правду и признавшие в трех злополучных душах детей отца».