Об инфляции, зарплате и картошке. Пензастат рассказал, откуда берет цифры

Ирина Малина / АиФ

25 июня свой профессиональный праздник отмечают работники статистики. Их служба, как и у сотрудников другого государственного ведомства, незаметна и трудна. А главное, всё время вызывает много споров. Откуда берутся статистические данные, рассказал руководитель Пензастата Максим Уханов.

   
   

Откуда ваши цифры 

Ирина Акишина, «АиФ-Пенза»: Максим Александрович, у нас одни из самых читаемых материалов – это те, что связаны со средней заработной платой. Как только мы публикуем официальные данные о ней, сразу появляется масса комментариев в сети. Главный вопрос, который задают наши читатели: «Откуда вы берёте эти цифры?». Так откуда вы их берёте?

Максим Уханов: Методика очень простая. Если имеется ввиду зарплата по крупным и средним предприятиям, то они отчитываются перед нами сплошным методом (постоянно, каждый месяц. – Корр.). Фонд оплаты труда делится на количество работников, так и получаются сведения о средней заработной плате. Малый бизнес отчитывается выборочно, 32% микропредприятий подают данные ежеквартально. Также мы учитываем коэффициент, который получаем на основе сплошного наблюдения малого бизнеса, оно проводится раз в пять лет. 

- Самозанятые в зону ваших наблюдений не входят? Здесь как раз задействована сфера услуг, в которой не самые высокие заработки.

- Нет, не входят, но велико ли их значение для итоговой цифры? Наши данные используют для своих прогнозных планов налоговая инспекция, министерство финансов региона, пенсионный фонд. Все наши показатели сходятся. Если бы мы неправильно рассчитывали среднюю зарплату, то нам начала бы, в первую очередь, высказывать претензии налоговая служба, она бы не смогла собрать столько налогов, сколько было запланировано. Но к нам с их стороны нареканий нет.  

Я понимаю, что тех, кто получает 20 тысяч рублей, сильно задевает, когда они видят среднюю зарплату в 35 тысяч рублей. Но почему вы считаете, что у нас нет высоких зарплат? Мы видим, что у нас швеи на малом предприятии получают по 70 тысяч рублей. Мы даже решили перепроверить эту цифру, позвонили в данную организацию, решили, что у них ошибка в отчете. Но оказалось, что всё правильно. Хотя еще совсем недавно  швейные предприятия считались самыми низкооплачиваемыми, зарплата в 20 тысяч рублей была максимумом. 

Я уже не говорю про сельское хозяйство, в этой сфере, в сравнении с другими регионами ПФО, у нас самая высокая заработная плата. Общался с руководителями сельхозпредприятий, так они жалуются, что даже на 40-50 тысяч рублей не могут найти работников. А такие доходы и формируют среднюю заработную плату по региону. 

   
   

О молоке и яйцах

- Другая тема, которую бурно обсуждают наши читатели, - это уровень инфляции, который вы рассчитываете. По вашим последним данным, индекс потребительских цен – 13,4%. Те, кто ходит в магазин, считают, что товары подорожали гораздо больше. Даже Центробанк утверждает, что инфляция в регионе под 18%. 

- В последние недели инфляция стала снижаться. Те же куриные яйца резко подешевели, цена на них с начала года снизилась на 28,5%. Падает цена на огурцы -36,6% , помидоры наоборот подорожали на 32%. Дешевле стали творог, сметана, крупы, вермишель, даже стоимость стройматериалов снизилась. Но граждане не замечают, когда товары дешевеют. 

- Тяжело радоваться, когда пастеризованное молоко в декабре было 58 рублей за литр, а сейчас стало 68 рублей… 

- Да, по молоку снижения нет. 

- И до этого года у граждан были претензии к тому уровню инфляции, что рассчитывал Пензастат…

- У нас есть перечень из 258 продуктов питания и 114 услуг, стоимость которых мы отслеживаем. Так, собирая данные о ценах, например, на колбасу, мы берем одно и то же наименование одного и того же производителя и сравниваем его от месяца к месяцу. 

- Вы используете широкий перечень товаров и услуг, а граждане пользуются более узким кругом, в него, например, входит много овощей. И на них цены растут быстрее. 

- Да, такой момент существует. Мы сейчас лидеры в ПФО по инфляции. Но так было и в прошлом году, а к концу 2021-го мы опустились на последнее место, наши показатели оказались даже ниже среднего по России, потому что осенью в нашем регионе собирают и продают свой урожай, цены падают. К сожалению, у нас нет своих овощехранилищ, поэтому в начале года овощи приходится завозить из других регионов. Они дороже, и они дают большую прибавку инфляции.

Но сельское хозяйство у нас быстро развивается. Еще несколько лет назад Василий Бочкарев сетовал, что мы выращиваем только кормовое зерно. А сейчас у нас выращивают пшеницу 3-4 класса, она идет на экспорт. В регионе каждый год вводятся в эксплуатацию новые зернохранилища. У нас нет ни одного убыточного предприятия в растениеводстве.

Развиваются и частные подсобные хозяйства, там сейчас, как следует из данных сельскохозяйственной переписи, выращивают южные культуры, которых у нас раньше не было: грецкий орех, лимон, персики, алычу, инжир. Виноград сажают в 22 тысячах домохозяйств, это в два раза больше, чем пять лет назад.

Регион обеспечивает себя продуктами, проблемы есть лишь относительно некоторых овощей, того же картофеля. Большая его часть выращивается в частных подсобных хозяйствах, крупные фирмы им занимаются мало.

Кого подкосила пандемия

- Как повлиял коронавирус на социально-экономическое положение региона?

- Торговля, гостиничный бизнес сильно пострадали, но уже сейчас начали выправляться.  А на показателях по сельскому хозяйству и промышленности пандемия не отразилась. У нас даже экспорт вырос, расширилась география стран, куда поставляются наши товары – с 71 до 98. Сложная ситуация с ИП. В 2019 году в регионе их стало меньше на 254, в 2020 – на 2669, в 2021 – на 581. Мы не знаем, связано ли это напрямую с коронавирусом, но именно в самый тяжелый первый год пандемии закрылось самое большое за последние годы число ИП.

- А ещё значительно выросла смертность…

- Демография – не наш показатель, мы используем данные ЗАГСа. Но ситуация в этой сфере была сложной ещё и до начала пандемии. 

- Насколько я знаю, не всегда власти рады тем цифрам, которые вы открыто публикуете…

- Наша задача – отразить объективную ситуацию, мы её выполняем. Мы ежегодно проводим 43 обследования, это огромная работа, хотя, на самом деле, посторонние могут её и не заметить.
Кроме того, мы получаем данные от Центробанка, органов ЗАГС, таможенной службы, УМВД по Пензенской области, учреждений Пенсионного фонда, Центра занятости населения и т.д. То есть Пензастат является своего рода аналитическим центром по обработке и предоставлению статистической информации органам власти и другим заинтересованным пользователям. 

Читайте нас в Telegram-канале «АиФ-Пенза», социальных сетях «ВКонтакте», «Одноклассники».