Карта бита. Что делать, если банк заморозил ваш счёт?

Если клиент выполнил нехарактерный для него перевод, карту могут заблокировать. © / freepik.com

За первое полугодие 2025-го на 22% выросло число жалоб жителей региона на банки. Статистику привели в пензенском отделении Центробанка РФ. Претензии чаще всего были связаны с блокировкой счетов и карт, приостановкой дистанционного обслуживания.

   
   

Государственный регулятор поясняет: претензий к финансовым организациям стало больше после вступления в силу закона против финансового мошенничества и дропперства (схемы, в которых преступники используют чужие банковские карты для вывода похищенных средств). Осенью заработали ещё несколько документов, направленных на защиту от мошенников и борьбу с нелегальной финансовой деятельностью. Государство ужесточает контроль за деньгами. А значит, скорее всего увеличится число граждан, чьи банковские операции будут ограничены.

В каких случаях банк может заблокировать счета? Как пояснила кандидат экономических наук, доцент кафедры «Менеджмент, информатика и общегуманитарные науки» Пензенского филиала Финуниверситета при Правительстве РФ Вера Юдина, причин может быть несколько.

Причина 1. Ваша карта скомпрометирована.

Цель блокировки карты банком — сохранить ваши денежные средства и защитить их от незаконных переводов. Одной из причин блокировки может быть компрометация банковской карты вследствие следующих действий:

  • клиент провёл нехарактерные для него операции по карте, которые ранее не совершались. Например, пенсионер, обычно использующий карту только для оплаты покупок, внезапно перевёл крупную сумму денег на какой-то счёт;
  • клиент оплачивает товар или услугу через небезопасный сайт;
  • клиент трижды неправильно ввёл ПИН-код;
  • финансовая организация получила информацию о краже карты.

Причина 2. Банк может посчитать операции незаконными.

Банк в соответствии с Федеральным законом № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма» обязан контролировать деятельность клиентов и отслеживать сомнительные транзакции.

Карта может быть заблокирована банком, если возникают подозрения относительно законности проводимых клиентом финансовых операций — например, при выявлении признаков отмывания доходов, добытых незаконным путем. Если вы добросовестный клиент, то необходимо связаться со специалистами банка или позвонить на горячую линию и выяснить, какие документы необходимо представить для доказательства надёжности контрагентов и проводимых транзакций.

   
   

Причина 3. Перевод был совершён на мошеннические реквизиты.

Блокировку карты могут осуществить по данным системы фрод-мониторинга банка, которая зафиксировала перевод с карты на мошеннические реквизиты.

Центральный Банк ведет реестр дропперов, и переводы по реквизитам, которые попали в данную базу, вызывают блокировку или ограничения по карте клиента.

Необходимо выяснить у детей или родственников, которым вы могли предоставить свои карты для их личных операций, подробности таких транзакций.

От редакции: Если вы считаете, что ваши счета заблокировали незаконно, звоните на горячую линию вашего банка. Если это не помогает, жалуйтесь в Центробанк РФ.

Тел: 8 800 300-30-00; 300.

Подать жалобу онлайн можно на сайте Центробанка РФ.