Город и деревня
"Дело не в деньгах, не в надбавках и доплатах. Дело в том, что у молодежи в селе меньше перспектив – и в плане досуга, и в плане работы», - так определяет главную проблему сельской медицины врач-терапевт дневного стационара Шемышейской ЦРБ Галина Вербицкая.
Впрочем, работа врача нелегка и в селе, и в городе. Коллеги Вербицкой из Пензы в одиночку обслуживают по два-три участка, а это три-четыре тысячи человек. Но в городе сама система выстроена более централизованно. Там нет недостатка в узких, профильных специалистах, в современном оборудовании. Село же в этом плане пока проигрывает.
Например, в Шемышейской больнице до недавнего времени не было собственного кардиолога. Пациентам, у которых были проблемы с сердцем, выписывали направление в областной диагностический центр в Пензу. Но больному человеку добраться до областного центра не так уж просто, к тому же там нужно высидеть огромную очередь. Бывает, что часы приема у таких специалистов расписаны на месяц вперед.
«Раньше система была более удобной, - вспоминает Галина Владимировна. - Например, на наш район приходилось сразу три больницы – две участковые и одна центральная районная. Соответственно, работать было элементарно проще – поток больных разделялся по территориальной принадлежности. Когда несколько лет назад по стране прокатилась волна сокращений, участковые больницы закрыли, а в нашей резко сократили количество коек – с 280 до 66. Ликвидировали инфекционное отделение, детское отделение, роддом. Теперь больных госпитализируем в Пензу. Будь у нас все свое, было бы намного проще».
Цена вопроса
Больным вопросом для многих врачей по-прежнему остается оплата труда. Чиновники Минздрава говорят, что средняя зарплата врача по Пензе сейчас достигает 30 тысяч, но в селе таких денег никто не получает. Максимум – 25, но это со всеми возможными надбавками: стажем, категориями, выплатами за дежурство.
«Средний размер оклада – пять тысяч, в скором времени обещали поднять до шести, - делится подробностями терапевт Вербицкая. - Есть, конечно, исключения – например, в регионе не хватает педиатров, поэтому для них установили федеральные выплаты. Вообще, тут действует достаточно сложная схема. Платят всем – и тем, кто справляется со своей работой, выполняя нормативы, и тем, кто не справляется. При этом зарабатываем-то мы сами и на зарплату, и на медикаменты, и на другие расходы. Если бы ввели сдельную систему оплаты - сколько ты сделал, столько и получишь – было бы намного лучше. Во-первых, появилась бы возможность грамотнее распределять дефицитные средства. А во-вторых, у многих был бы бы стимул работать лучше и усерднее».
Нормативы, по оценке Галины Владимировны, в целом вполне посильные. Но, например, в соответствии с приказом Минздрава, врач при приеме больных на одного пациента может тратить всего 12 минут. Это время отведено на весь комплекс действий – и осмотр больного, и внесение данных в компьютер.
«Я, как специалист с тридцатилетним стажем работы, ответственно заявляю – невозможно за 12 минут качественно осмотреть человека, - утверждает доктор. - Но мы, конечно, смотрим столько, сколько потребуется. Только лучше-то от этого не становится – наоборот, возникают другие проблемы. Скажем, один человек записан на 10 утра, другой – на 10.12. Первого не успеваем осмотреть – значит, второму приходится ждать».
Кадры решают все
Другая острая проблема сельских больниц – нехватка кадров. Здесь трудятся, в основном, люди «старой закалки», возрастом от пятидесяти лет. Хорошим подспорьем стала программа «Земский доктор», которая дает молодым специалистам право на получение миллиона рублей, если они отправятся работать в сельскую местность. В Шемышейской ЦРБ так появились 7 новых сотрудников, некоторые переехали аж из других областей. Но этого все равно недостаточно. Терапевтов, педиатров и врачей острой практики региону не хватает.
«Хорошего за последние годы тоже случилось очень много. Произошла модернизация, появилось новое современное оборудование, новые возможности, - перечисляет Галина Вербицкая. - Диспансеризация при всех ее недостатках все равно остается явлением положительным –она позволяет обследовать огромное множество людей в короткие сроки. Да и кадровый вопрос тоже постепенно решается – даже за счет той же самой программы «Земский доктор». Одним словом, сейчас работать в селе можно, кто бы что ни говорил. Другое дело, что и проблемы все равно остаются. Но где их нет?»
Смотрите также:
- Губернаторский отчет. О промышленности, кризисе и человеческих чаяниях →
- Битва за инвалидность. Как преодолеть бюрократическое равнодушие →
- Альтруизм жив! О терапевтах, интернете и критиканстве →