Идём на убыль. С какой скоростью вымирают районы Пензенской области?

Молодых мам с коляками в регионе становится меньше. © / freepik.com

290 первоклассников в 2023 году пошли в новую школу в Городе Спутнике в Пензенском районе. В том же сентябре в среднюю школу в Вадинске первый раз за парту сели… 26 мальчишек и девчонок.

   
   

Дело было не в ковиде

На весь Вадинский район работают всего две автозаправки. Здесь живет чуть более семи тысяч человек. Примерно столько же, сколько на одной улице Спутника. Вадинск – сельскохозяйственный район с глубоко депрессивной экономикой.  

«Там сократили учебные учреждения, которые могли бы цеплять граждан, территории обезлюдели», - поясняет социолог Анатолий Бодров. Город Спутник – благоустроенный спальный район, вплотную примыкающий к областному центру. Здесь есть комфортное жилье и легче найти работу. А потому тут отмечается беби-бум. Каждому пятому жителю, по данным Пензастата, еще не исполнилось 15 лет. Это рекорд губернии.

Но есть то, что объединяет Вадинск и Спутник. В обоих населенных пунктах убывает население. И это характерно для всех городов и районов области. 

Если существующие темпы убыли сохранятся, то через 121 год, под подсчетам penza.aif.ru, в регионе не останется жителей. И это далеко не самый печальный прогноз. Бековский район опустеет через 68 лет, Иссинский через 70, Белинский и Вадинский – через 71. 

Фото: АиФ/ Владлена Курылева

«Вадинск сегодня – это пример того, как будет выглядеть лет через 50 наша губерния. Пензенская область, наряду с Тамбовской и Рязанской, входит в число самых стареющих регионов»,  – продолжает Анатолий Бодров.

Только за прошлый год население сурского края сократилось более чем на десять тысяч человек. Ничего необычного в этом нет. Последний раз число проживающих в регионе увеличилось лишь в далеком 1990 году.  Самая высокая убыль населения пришлась на период пандемии.

   
   

 «Но дело не только в коронавирусе. В эти годы стали умирать дети послевоенных лет, а их поколение было одним из самых многочисленных, – отмечает Анатолий Бодров. – Проблема не в том, что умирают, а в том, что не рожают».

9,5 млрд рублей на демографию

Чтобы рожали больше, в регионе заработал пилотный проект. Указывалось: на создание благоприятных демографических условий направят 9,5 млрд рублей. Первопроходцами стали два района – Сердобский и Земетчинский. 

«В рамках проекта по репродуктивному здоровью к нам приезжают высококвалифицированные специалисты, обследуют население, назначают лечение. Их услугами жители района могут воспользоваться, не выезжая в областной центр. Такая помощь необходима. К тому же наши медики повышают квалификацию, медучреждения получают дополнительное оборудование», - рассказывает главный редактор земетчинской газеты «Ваш собеседник» Надежда Верёвкина.

«В районе работают лишь сахарный завод и еще пара предприятий, но зарплаты мизерные даже для села. Половина населения на заработках в Москве», - в свою очередь жалуются местные жители. За весь прошлый год здесь родилось 89 детей, умерло жителей почти в четыре раза больше. Смогут ли в губернии нарожать столько, сколько требуется, чтобы вылезти из демографической ямы?

«Нет, не смогут, - уверен Анатолий Бодров. - В 90-е годы удалось избежать больших проблем с демографией. Рожали меньше, но детей становилось больше за счет мигрантов, которые целыми семьями приезжали в том числе и в Пензенскую область из бывших советских республик». 

Сейчас даже по мигрантам губерния в минусе, из нее больше уезжают, чем в нее приезжают. За прошлый год разница составила более 300 человек. И это тенденция последних восьми лет. 

«В 2007-2015 годах жители стали уходить от модели малодетной семьи,  в семьях появлялось больше малышей, суммарный коэффициент рождаемости рос. Правда, в целом числа родившихся все равно не хватало, чтобы покрыть убыль населения. А в 2018 году  у нас произошло то, о чем демографы говорят: «Не дай бог, чтобы это случилось». Упала рождаемость, потому что первый ребенок начал появляться у женщин в 28-29 лет. Опять начали возвращаться к модели малодетной семьи, суммарный коэффициент рождаемости стал падать.

Надо было поддерживать первородящих. В области был принят закон, который предусматривал выплаты для женщин, родивших до 24 лет. Но его отменили из-за отсутствия финансирования. Ряд регионов раньше других в качестве эксперимента начали дробить материнский капитал, выдавать часть денег уже за первого малыша. У нас этим не интересовались. Саму проблему долго не замечали. А потому её и не решали. Сейчас спасти регион может качественная миграция, но это федеральная задача. Нужны ли сейчас демографические программы? Конечно, хотя бы для того, чтобы сгладить ситуацию. Возможно, наши дети будут умнее нас и придумают, как выбраться из той ямы, в которую мы попали».

Мнение

Директор Центра мониторинга социальных процессов института регионального развития Пензенской области, профессор Пензенского филиала Финансового университета при Правительстве РФ, профессор ПГУ Игорь Юрасов:

«Многодетные семьи преобладают в тех обществах, где дети являются ресурсом. В первую очередь материальным.  В российском обществе дети - основной элемент эмоциональных и материальных затрат. У нас работает модель ответственного родительства, в нашей стране принято вкладываться в детей, в их воспитание и образование. 

В многодетной семье это делать сложнее. А если не вкладываться, то потом у подрастающего поколения могут возникнуть проблемы с трудоустройством, рынок труда сейчас очень сложный. 

Не нужно забывать и о здоровье молодых пар, девушки годами не могут забеременеть».