Обещания вместо таблеток. Как кризис сказался на пациентах-льготниках

   
   

Дыры в бюджете 

Пугающие цифры были озвучены на недавнем заседании регионального отделения «Общероссийского народного фронта». Согласно им, в 2014 году число умерших в Пензенской области превысило показатели смертности в среднем по Приволжскому федеральному округу на 6,5  процентов, а в целом по России – на 13. На фоне этой безжалостной статистики особенно остро встает вопрос обеспечения льготных категорий больных лекарственными средствами. 

Проблема, как выяснилось, одна, но непобедимая и вечная – нехватка денег. 

«Во время подготовки к нашему заседанию исполкомом были направлены официальные запросы в аптечные учреждения, больницы, - рассказывает сопредседатель регионального штаба ОНФ Марина Осипова. - По информации горбольниц, выделенное финансирование освоено на 100 процентов. Но при этом запрос нуждающихся льготников удовлетворен где-то наполовину, где-то – на четверть, а в некоторых медучреждениях и вовсе только на 6 процентов».

По словам представителей регионального минздрава, на Пензенскую область из федерального бюджета регулярно выделяется порядка 350 миллионов рублей. Финансы распределяются между тремя основными группами нуждающихся: диабетиками, больными онкологией и страдающими орфанными, то есть редкими, заболеваниями. Денег постоянно не хватает.

«У нас есть люди с орфанными заболеваниями, годовой курс лечения которых обходится в 25-30 миллионов рублей, - приводит пример заместитель начальника отдела инфраструктуры здравоохранения регионального минздрава Александр Назаров. – С 2013 года мы вели переписку с Федеральным собранием, с Президентом. Просили только одного – включите наших орфанников в программу «Семь нозологий», чтобы лекарства для них можно было закупать за счет средств федерального бюджета. Получили отказ». 

Деньги в общем котле

Еще одна серьезная проблема – сам алгоритм госзакупок. Лекарства нельзя покупать как в аптеке, по торговым наименованиям – это противоречит антимонопольному законодательству. Поэтому закупка проводится по международному непатентованному названию ( МНН). Например, «диклофенак» - это и есть МНН. Оно одно и меняться не может. А вот брендов, где в качестве действующего вещества используется один и тот же диклофенак, но с разными примесями и в разных дозировках, в России насчитывается порядка двух тысяч.

   
   

Между тем, бывают случаи, когда человеку требуется только один конкретный препарат одной конкретной торговой марки. Например, при пересадке органов и тканей неправильно подобранное лекарство может вызвать отторжение. До 2013 года в ФЗ №94, регулирующем процедуру госзакупок, была возможность выбирать препараты по торговым наименованиям. Сейчас ее нет – до сих пор не разработан ни сам перечень таких лекарств, ни даже порядок его формирования.

Решение проблемы представители регионального минздрава видят в создании системы лекарственного страхования и перехода на целевое финансирование.

«Должно быть так – если наступает страховой случай, если кому-то требуется дорогое лекарство, мы с вами все сбрасываемся и этому человеку лекарство покупаем, - заключает врио первого заместителя министра здравоохранения Пензенской области Дмитрий Зиновьев. – Только мы не знаем, что сбросились, потому что эти деньги не у нас в кармане, а в едином страховом фонде».

Соответствующее предложение, по словам Зиновьева, уже не раз направлялось федеральным властям. Однако пока никаких подвижек нет.

Информация к размышлению
712 рублей - ежемесячная дотация на пациентов-льгоников.

 

 

Смотрите также: