Восемь лет назад, в марте 2010 года, распахнул двери новенький, только что отстроенный театр. После двухлетнего перерыва, вызванного пожаром, на подмостках пензенского драматического дали первый спектакль - бессмертную комедию «Ревизор».
Зал рукоплескал. И не только блестяще игравшим артистам, но и всем, кто был причастен к величественной красоте нового театра. Эти аплодисменты звучали и в честь двенадцати мастериц, вручную расшивших золотом роскошный алый занавес. О том, как это было, корреспондент «АиФ-Пенза» узнал у золотошвейки Марины Теплицкой. Впрочем, только занавесом наш интерес не ограничился.
Красота требует мастерства
Тогда, в непростой для страны год, многие осуждали размах, с которым делался театральный занавес. Находились даже те, кто сравнивал этот процесс с пиром во время чумы: бархатное полотно специально по заказу ткали в Австрии, кроили в Москве, а расшивали золотом в Пензе. Наталья с Мариной сделали из картона шаблон рисунка, перенесли его на раскроенные полотна и раздали их золотошвейкам. Трудность состояла в том, чтобы подобрать мастериц с похожим «почерком» - рисунок должен был смотреться единым целым. И это удалось. Размер вышивки на каждом полотне составлял 1,5 на 1,2 м. А размер пяльцев - 60 см. на 1,5 м. Поэтому каждое полотно приходилось запяливать три раза. Работали золотошвейки у себя дома. Потом сложили полотна вместе и представили на суд министру культуры Пензенской области Виктору Огареву.
«Мы жутко волновались, переживали, что ему не понравится, - вспоминает Марина. - Никто из нас до этого никогда не выполнял столь масштабную и столь ответственную работу. Но Виктору Владимировичу все понравилось и полотна с вышивкой отправили в Москву, где их собрали в занавес. А потом снова привезли в наш драмтеатр, где мы должны были состыковать рисунок так, чтобы не было заметно перепадов. В это время во всю шли репетиции «Ревизора» и нам приходилось ждать перерыва, чтобы заняться своей работой. Но никто не роптал: все происходящее было настолько интересным, что мы не замечали, как летит время. А нам с Гребенщиковой даже пришлось переночевать в театре, чтобы успеть завершить работу. Потом режиссер «Ревизора» - народный артист России Валерий Белякович - подошел к нам и сказал, что такого красивого занавеса не видел ни в одном театре. Это была наивысшая похвала».
Причастна к великому
Марина вышивает золотом уже больше двадцати лет. Говорит, любовь к ниткам и иголкам заложена в ней генетически: мама и бабушка женщины всегда мастерски шили, вышивали и вязали. Да и сама Марина от них не отставала: свое первое платье она сшила, учась в пятом классе. Но, не смотря на талант рукодельницы, проявившийся еще в детстве, связывать будущую профессию с тканями, платьями и иглами она не собиралась. По специальности наша героиня - инженер автоматизированных систем управления. Ее юность прошла в Таджикистане, куда родители приехали на строительство алюминиевого завода. Как знать, может быть, она до сих пор жила бы в этом хлопковом крае, если бы не гражданская война, разразившаяся в 90-х годах прошлого века. Чтобы выжить, семья Теплицких была вынуждена бежать в Россию. Обосноваться решили в нашем регионе - на малой родине отца Марины.
«Все работы любимы как дети, но особенно трогают сердце те, которые связаны с историей, - рассказывает золотошвейка. - Вышивая их, чувствуешь себя причастной к великому, а это неповторимое ощущение. Одна из таких работ - копия штандарта народного ополчения Пензенской губернии 1812 года, который используется в церковных обрядах. Его меня попросила вышить наша Епархия. Было сложно, потому что пришлось работать шелковой ниткой по шелковому настилу, а это не совсем моя техника. Но тем и интереснее!»
Марину вообще притягивает все сложное и интересное. Так появились картины философского содержания, а потом и оригинальные аксессуары, способные украсить гардероб любой, даже самой взыскательной модницы - сумочки, колье, броши. «Я хочу, чтобы современные женщины, причем не только очень обеспеченные, но и представительницы среднего класса, могли позволить себе вещи с золотым шитьем. Чтобы их можно было увидеть не только в частных коллекциях или в музеях, а в гардеробе самой обычной девушки», - мечтает Теплицкая. А еще ей хочется, чтобы шитье золотом не кануло в лету. Чтобы к нему приобщилось как можно больше молодых женщин и тогда искусство, которым мастерски владели наши прабабушки, будет жить вечно. Но это уже другая история.
Смотрите также:
- Не жизнь, а сказка. Как в жизни пензячки появились тирлямбики →
- Уличный театр. Откуда в Пензе появился волшебник →
- Пензенский «вернисаж». Сколько стоит искусство →