От Донбасса до Франции. Чем запомнился фестиваль «Мужская роль»?

Не каждый регион может похвастаться своим кинофестивалем. Но пензенцам повезло, с 2007 года в регионе проводится фестиваль «Мужская роль», посвящённый памяти Ивана Мозжухина. В этом году он проходил в 14-й раз. 

   
   

Паровозный мастер

Его работами восхищался Сальвадор Дали, Луис Бунюэль и вся дореволюционная Россия. Иван Мозжухин – легендарный актёр немого кино, родившийся в Кондоле. Играть в народном театре он начал уже с детства. Считается, что первым фильмом, где Мозжухин выступил в роли актёра, была «Крейцерова соната», выпущенная со студии Ханжонкова в 1911 году.

Первый показ в рамках фестиваля состоялся 22 ноября. Пензенцы увидели документальный фильм Павла Селина «Паровозных дел мастер». Кинолента посвящена Алексею Груку – единственному в России умельцу, который восстанавливает старинные паровозы. Его творения мы могли видеть в таких фильмах, как «Сибирский цирюльник», «Коридор бессмертия» и «Статский советник».  

Картина выделяется необычностью тематики – когда вы в последний раз смотрели документальный фильм о мастере по восстановлению старинных машин? На экране мы видим простого человека, душой и сердцем преданного своему любимому делу.

Фото: АиФ/ Денис Едунов

Перед нами не лента про историю становления голливудского актёра и его путь к славе. Нет, на экране мы видим мужчину средних лет, руки которого испещрены мозолями, из-за этого он с трудом может пользоваться современной техникой. К новым технологиям Алексей Грук тоже относится прохладно.

«Для меня это было открытием. Про то, чем занимается Алексей, я никогда не слышала. И узнала о таком виде деятельности впервые. Думаю, что если бы не было таких людей, как он, то у нас бы не сохранилось столько памятников прошедших эпох», – рассказала о своих впечатлениях от фильма жительница Пензы Маргарита Алфимова.

   
   

«Записки врача по-киргизски»

На открытии фестиваля в ККЗ «Пенза» 23 ноября присутствовали заместитель министра культуры и туризма Пензенской области Ильдар Мавлюдов, режиссёр, сценарист, преподаватель, член Союза писателей России Артём Темников, президент кинофестиваля, киновед, режиссёр Светлана Старостина и праправнук Ивана Мозжухина – Николай Телегин.

«В нём хорошо прослеживаются черты его прапрадеда. Хорошо передались черты губ, носа, кистей рук. Также ему присуща та же худоба», – поделилась с редакцией краевед и «мозжухиновед» Ирина Немова.

В этот день были показаны документальный фильм «Заповедник» Павла Фаттахутдинова, «Правила жизни в человейнике. Зиновьев» Максима Катушкина, а также х/ф «Доктор» Артёма Темникова.

24 ноября запомнился лентой «Медик» Алижана Насирова. «Записки врача по-киргизски» – так можно окрестить эту получасовую короткометражку. Особенностью фильма можно назвать отсутствие русской озвучки – понять, о чём говорят герои, можно только с помощью субтитров.

Режиссёром, автором сценария и оператором выступил один человек – Алижан Насиров. Он стоит за такими картинами, как «Отец», «Вода», «Ата Бейит» и другие.

Фильм повествует о 22-летнем враче, Ишенбеке Туменбаеве и его работе в фельдшерско-акушерском пункте Кара-Жылга. Поселение, или айыл, куда он отправился работать, находится в отдалённой долине с суровыми природными условиями. На протяжении всего фильма мы видим, как он помогает односельчанам. Среди пациентов – матери с детьми и пожилые люди. Герой фильма – неравнодушный и отзывчивый человек с активной гражданской позицией, обладающий бескорыстным желанием помогать своим землякам.

Врачей, работающих в тяжёлых условиях и рискующих жизнью на благо других, мы видели во множестве кинолент. Будь то «Коллегия врачей» или вышедшее в этом году отечественное «Дыхание». «Медик» выделяется среди прочих своим национальным колоритом: тут вам и песни вкупе с обворожительными пейзажами, и киргизская речь.

Фото: АиФ/ Денис Едунов

Также в этот день был показан документальный фильм о работе военных медиков на Донбассе «Диагноз: жизнь». Кинолента состоит из рассказов врачей, борющихся за жизни в условиях боевых действий. О чём они мечтают? Что ими движет? Как их жизнь разделилась на «до» и «после»? Обо всём этом герои рассказывают в данной ленте.

В рамках же основного показа зрители могли увидеть художественный фильм «Брат во всём» Александра Золотухина. Кинокартина транслировалась в киноцентре «Суворовский».

Переворот во Франции

25 ноября был представлен анимационный фильм «Финник» Дениса Чернова, «Созвездие Петра Чардынина» Светланы Старостиной и другие.

Фильмом дня стал «Подельник» Евгения Григорьева. Показали его в кинотеатре «Октябрь». Сюжет довольно типичен: в маленькую деревню в Пермском крае возвращаются биатлонист с несложившейся карьерой Пётр и его жена Настя. Он вынужден жить в старом доме своих родителей без хорошего отопления и работать в своей родной школе физруком. Но вскоре главный герой замечает, что в деревне происходят ужасные вещи.

26 ноября на суд пензенцев представили  художественный фильм из коллекции Госфильмофонда России «Правосудие прежде всего». Показ приурочен к 100-летию студии «Альбатрос», которой в начале 20 века удалось совершить настоящий переворот во французском кино.

Немного про участь фильма, постигшую его в прошлом веке, и о роли русских эмигрантов рассказала Ирина Немова:

«Если бы в 1920 году многие фильмы не были вывезены из России во Францию, то они бы были утрачены. Именно там они сохранились в целостности благодаря французскому музею кинематографии. Когда наши соотечественники прибыли туда, они основали киностудию. На работу туда принимали в основном русскоговорящих, но были и исключения. Неважно, умел ты говорить на русском языке или нет, – кино было немое. Прочувствовать персонажа, вжиться в роль и выложиться по полной было превыше всего. Чаще всего на съёмках всё делалось с первого дубля».

Билетов хватило не всем?

Вторым значимым событием стал показ художественного фильма «1993» Александра Велединского. Картина снята по роману Сергея Шаргунова о столкновениях в Москве в октябре 1993 года между сторонниками президента Ельцина и российского парламента. История нам преподносится в контексте одной семьи, которая на протяжении всего хронометража будет переживать свою драму.

С завершением кинофестиваля «Мужская роль» зрителей и участников поздравил министр культуры и туризма Пензенской области Сергей Бычков.

Почётные награды вручали члены профессионального жюри – историк кино, член академии «Ника» Валерий Фомин и советская и сирийская киноактриса Наталья Каресли. 

Лучшей мужской ролью впервые были признаны роли сразу нескольких актёров: Александра Адабашьяна и Евгений Ткачука, сыгравших в фильме «Родители строгого режима».

Молодой актёр Макар Хлебников за одну из главных ролей в фильме «Снегирь» получил приз «Надежда».

Мнения гостей фестиваля об отгремевшем празднике разнятся: кто-то обвиняет организаторов в недостаточном освещении фестиваля в СМИ и Интернете, отсутствии обсуждений просмотренных картин.

«Не понравилось то, что в «Cуворовский» билеты разобрали «по своим»: не успела после появления доехать до места приобретения, а их уже не осталось. К минусам также могу отнести плохую рекламу. Мало людей было на анимационных фильмах 6+ в выходные. Арбеково и Запрудный – большие районы, и если бы была проведена хорошая рекламная кампания, то зал был бы полон. Тем более что показанные мультфильмы оказались достойными, всем присутствующим понравились.

Из просмотренного особо запомнилcя «Доктор».  Отличный фильм, видела его вне фестиваля. «1993» смотрела впервые. Запоминающаяся и глубокая по своему содержанию картина. Её просмотр заставляет задуматься над многими вещами. В целом, фестиваль, по моему мнению, стал лучше, в сравнении с предыдущими годами. Будем надеяться, что он будет только расти и крепнуть», – поделилась мнением жительница Пензы Екатерина Толоконникова.