Блеск ушедшей эпохи. Как отмечали Лермонтовский праздник в прошлом веке

репродукция

 «Уважаемый товарищ! Приглашаем на первый «Лермонтовский праздник поэзии», который состоится 24 октября 1971 года в с. Лермонтово Белинского района. Праздник проводится в Доме культуры в 12 часов. Оргкомитет».

   
   

Таков был текст приглашений, рассылавшихся высоким гостям в преддверии самого первого Лермонтовского праздника, состоявшегося – подумать только! – 45 лет назад.

Лермонтов и Ленин

В одной из пензенских газет накануне вышла весьма примечательная заметка. В ней, помимо всего прочего, отмечалось, что во время Великой Отечественной войны знаменитое «Бородино» практически полностью разобрали на заголовки для фронтовых газет, а лирика Лермонтова входила в круг читательских интересов Ленина.

Изначально Лермонтовские дни в «Тарханах» отмечались в октябре – в день рождения великого поэта. Но вскоре праздник «переехал» на июль. Почему? По самым прозаическим причинам – во второй половине прошлого века осенью до «Тархан» было попросту не добраться: дорогу размывали дожди.

Таким был Лермонтовский праздник в Тарханах в прошлом веке. Фото: Государственный Лермонтовский музей-заповедник "Тарханы"

Надо отметить, что новая традиция поначалу пришлась по нраву не всем.

«Отдельные «дураки» в первые годы июльских праздников обвиняли организаторов чуть ли не во всех смертных грехах, – рассказывает пензенский поэт и журналист Борис Шигин. – Дело в том, что погиб-то Лермонтов именно в июле. А тут праздник! И вот, помнится, одна из газет дала броский заголовок типа «Пляски на гробах». Если честно, не помню точно, но смысл был именно такой: как осмелились организаторы праздника устроить его именно тогда, когда погиб поэт, в июле? Ну что тут скажешь? Оставалось только посоветовать горе-журналистам учиться, учиться и ещё раз учиться».

Сейчас гости Дня поэзии радуются переносу праздника с дождливого октября на солнечный июль. Фото: АиФ

Время бала!

Обязательные этапы праздника – возложение цветов к могиле Лермонтова, чтение стихов у памятника, чествование литераторов в Зеленом театре – не меняются на протяжении всей истории Дня поэзии.

   
   

«Мы принципиально не вносим в ритуал праздника ничего современного, - рассказывает директор государственного музея-заповедника «Тарханы» Тамара Мельникова. – Потому что это противоречит той эпохе, в которой жил Михаил Лермонтов. Она сама по себе интересна, и мы стараемся раскрыть ее во всей полноте, чтобы люди могли отдохнуть от разных новшеств, электронных гаджетов. Чтобы они на время окунулись в то время, надышались его воздухом, осознали себя частью русской земли».

Сотрудникам музея-усадьбы приходится осваивать современные поэту народные промыслы. Фото: АиФ

В начале нулевых в усадьбе стали проводить балы. Давно ушедшая эпоха вновь явила себя в «Тарханах» во всем блеске.

«Поначалу мы сами не очень-то верили в эту затею, - вспоминает научный сотрудник музея Елена Родина. – Дело в том, что сотрудники у нас были в основном такие, кто вообще ни разу в жизни не танцевал – не говоря уже о танцах лермонтовской эпохи. Мы обратились к балетмейстеру Наталье Кинге. Она сначала отказалась с нами заниматься, а потом поставила условие: если мы сами за месяц разучим четыре танца – вальс, котильон, полонез и элементы мазурки, она подумает, стоит за нас браться или нет. Мы стали учиться сами – потихоньку, понемногу, по видеоматериалам. И вы представляете – добились-таки успеха! У некоторых сотрудников – что барышень, что кавалеров – открылась совершенно удивительная природная пластика, которую они сами в себе никогда не знали. Через какое-то время танцевал уже практически весь музей! В общем, когда мы через месяц вновь пришли к Кинге, она не поверила в то, что это те же самые люди».

Это интересно
Лермонтовские дни всегда были настоящими народными гуляниями, куда ехали целыми семьями и даже целыми селами. В 1974 году первый Лермонтовский праздник посетило несколько тысяч гостей. Людской поток не ослабевал с семи утра и до семи вечера. Ехали из Пензенской и соседних областей. В последующие годы число посетителей достигало пятнадцати-двадцати тысяч человек. Количество гостей не уменьшалось даже в перестроечные годы.

Смотрите также: