Взятка Ходоса. Из-за чего судьи не смогли переехать в новое здание

У Льва Ходоса яркая биография. Его «Архитектурная мастерская Ходоса Л.М.»  имеет отношение к строительству и реконструкции крупных объектов в Пензе. Архитектор награжден почетной грамотой Российского Союза Строителей, почетной грамотой Законодательного собрания Пензенской области. Теперь у Ходоса прибавится новая деталь в биографии – 7,5 лет колонии строгого режима за посредничество в передаче взятки. Судьба архитектора стала символом того, как работает система госзакупок.

   
   

Контракт на миллиард

«Торговый центр «Империя», прокуратура Пензенской области, торговый центр «ЦУМ», торговый центр «Бакунинский», офис «Лукойл», здание Пенсионного Фонда, филиалы Сбербанка, - на всех этих объектах, как указано на сайте Пензенской городской думы, работали сотрудники ООО «Архитектурная мастерская Л.М. Ходоса». К 350-летию Пензы под руководством архитектора был разработан ряд проектов реставрации: «Дом, в котором в 1817- 818 гг. жил М.Ю. Лермонтов»; Дом губернатора; мемориальное здание ГБУК Центр театрального искусства «Дом Мейерхольда»; здание Литературного музея; Художественное училище им. К.А.Савицкого и т.д.

Раньше гадали, каким именно образом удавалось Льву Ходосу выигрывать такие контракты. Талант ли тому причиной или другие обстоятельства? В августе 2020 года архитектор был задержан сотрудниками регионального УФСБ по подозрению во взятке. Злые языки вовсю начали перемывать косточки Ходосу. Решение Ленинского суда Саранска  лишь подлило масла в огонь. Как следует из приговора, в 2018 году к архитектору обратился заместитель начальника Управления Судебного департамента Пензенской области Алексей Ивашков. Указанное ведомство – по сути завхоз для судов региона: отвечает за их снабжение, ремонт и строительство объектов, сотрудники районных судов через него получают зарплату. То есть Управление – это распорядитель денег. Причем весьма крупных сумм. Например, в 2018 году ведомство оформляло контракт на строительство нового здания областного суда. Цена вопроса, как указывал «Коммерсант», – 765 млн руб. Еще немного и был бы миллиард.

Отвечающий за это направление Алексей Ивашков попросил Льва Ходоса найти генподрядчика для исполнения работ. Архитектор нашел строительную фирму – ООО «Евростандарт». Именно с ней в итоге и был заключен договор: на торгах компания была единственным участником. Суд утверждает: нужного генподрядчика сотрудник Управления изначально искал для того, чтобы потом получать «незаконное вознаграждение».

Строительная фирма обещание сдержала. Всего, как укажет СУ СК РФ по региону, компания передала через Льва Ходоса 6,7 млн рублей. Взамен она получила «своевременное и беспрепятственное принятие выполненных работ и перечисление денежных средств на счет строительной организации». При передаче последнего транша в 1,5 млн рублей архитектор и был задержан.

Документы с фальсификатом?

Дело рассматривалось не в Пензе, а в соседнем регионе – в Мордовии. Эксперты указывают: обычно это делается для того, чтобы обеспечить беспристрастность суда.

   
   

В результате Алексей Ивашков признан виновным по ч.6 ст. 290 УК РФ (получение взятки в особо крупном размере)  получил 8,5 лет колонии строгого режима. Ему запрещено «занимать должности в органах местного самоуправления и государственных органах власти, связанных с осуществлением организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций, сроком на 5 лет». Также его обязали возместить сумму, полученную преступным путем, – 6,7 млн рублей.

Лев Ходос осужден по ч. 4 ст. 291.1 УК РФ (посредничество во взяточничестве в особо крупном размере). Ему назначено наказание – 7,5  лет  лишения свободы в колонии строгого режима и штрафом в 67 млн рублей.

Приговор суда в силу не вступил. Защита заявляет, что будет его оспаривать.

«Ивашкову вменяется должностное преступление. Но у него не было полномочий, позволяющих подписывать документы по приему работ на данном объекте. Поэтому его не могла быть вменена ст. 290 УК РФ. Кроме того исследуя документы, касающиеся оперативно-розыскной деятельности, мы пришли к выводу, что часть из них могла быть сфальсицифирована. Так, указывалось, что деньги, с которыми был задержан Ходос, изначально передавались при понятых. Но потом выяснилось, что понятых в обозначенном в документах месте не было», - поясняет адвокат Алексей Шуварин.

От штрафов до банкротства

Новое здание областного суда на улице Суворова, как заявлялось ранее, должны были сдать в эксплуатацию в 2020 году. Но его как будто изначально преследовали неудачи.

Как пояснили в Управлении Судебного департамента Пензенской области, к генподрядчику еще до ареста Льва Ходоса предъявляли претензии, в том числе речь шла и о том, что сроки выполнения работ затягиваются.  В ведомстве утверждают: в соответствии с законодательством выставлялись претензии, начислялись штрафы. После задержания Льва Ходоса ситуация не улучшилась, более того, дошло до того, что подрядчик вообще прекратил выполнять свои обязательства по контракту и покинул объект. Сейчас здание достроенным выглядит только снаружи,  требуется еще большой объем отделочных работ. Контракт с ООО «Евростандарт» был расторгнут, Управление продолжает вести претензионную работу.  Задача это не из легких, полтора года назад  ООО «Евростандарт» был признан банкротом. 

Известно, что из 765 млн рублей по контракту генподрядчику перечислено 702 млн руб.

«В целях завершения строительства в настоящий момент решается вопрос о формировании проектной документации для подготовки обоснования конкурентной процедуры проведения закупки в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Срок завершения строительства в настоящее время не определен», - добавили в ведомстве.

История не новая. Печально известный цирк в Пензе из-за смены подрядчиков  строят уже десять лет, только недавно было заявлено о том, что выделят средства, чтобы завершить работы на объекте.

Доктор экономических наук, завкафедрой ПГУАС Сергей Баронин:
«В основном госзакупки проводятся по 44-ФЗ. Да, большое значение при выборе поставщика имеет цена, но кроме того учитываются и другие критерии, например, экологический фактор, стоимость эксплуатации тех же построенных зданий. Сам по себе закон не плохой, но, как бывает у нас в стране, возникают проблемы при его реализации. У нас очень сократилась «жизнь застройщиков». Если раньше тресты «Жилстрой», «Промстрой» существовали десятилетиями, то сейчас нередко под строительство нового объекта образуется новое юридическое лицо. А как только объект достраивается, фирма прекращает свое существование и претензии предъявить некому. И подрядчик может остаться у разбитого корыта. С другой стороны добросовестные подрядчики нередко опасаются участвовать в государственных аукционах, потому что за время работ могут, например, подорожать стройматериалы, а издержки придется нести за свой счет. Да, назрел вопрос реорганизации всей системы торгов. Хотя если человек ориентирован на то, чтобы своровать, он найдет способ это сделать».

«Если исключить корыстные побуждения, можно понять, почему заказчик мог сам искать подрядчика. Бывает, что на торги выходят подставные организации, по сути – мошенники, которые сбивают цены, шантажируя этим добропорядочных участников. Нередко тот, кто выигрывает подобные госзаказы, не выполняет работы, уходит. Понятно, что при таких обстоятельствах заказчику хотелось бы быть уверенным в том, что контракт будет выполнен. Так и могут появляться аукционы с единственным поставщиком услуг. Да, существуют различные санкции, штрафы, которые должны держать подрядчиков в узде, но нередко исполнители контрактов объявляют себя банкротами. Получить с них хоть какие-то деньги бывает очень сложно, потому что на балансе таких фирм нередко числятся лишь  несколько столов и стульев. Так что история со строительством нового здания областного суда достаточно стандартная.

Здесь налицо несовершенства нашего законодательства, касающегося заключения контрактов. В Европе, США торгово-промышленные палаты или специальные бизнес-сообщества ведут реестр поставщиков. Без рекомендаций этих организаций невозможно участвовать в госзаказах. Но этот механизм оттачивался 50-70 лет. Мы только в начале пути», - поясняет доктор юридических наук, завкафедрой ПГУ Георгий Романовский.

Читайте нас в Telegram-канале «АиФ-Пенза», социальных сетях «ВКонтакте», «Одноклассники», на канале Яндекс.Дзен.