Свадебные кортежи, воздушные платья невест, крики «Горько!». Август уже давно ассоциируется с сезоном свадеб. Долго ли продержится традиция? Продолжат ли россияне жениться или забудут об официальном браке как об отжившем элементе.
На вопросы «АиФ» — Пенза» ответил социолог, демограф Анатолий Бодров.
И мечтают о детях
Ирина Акишина, penza.aif.ru: Анатолий Викторович, сейчас часто ругают молодёжь, в том числе и за то, что парни и девушки не хотят заводить семью, детей. У нас сегодня правда не хотят жениться?
Анатолий Бодров: У нас стали реже вступать в брак. Но это связано с тем, что граждан в возрасте 25–45 лет, которые традиционно играют свадьбы, стало меньше. А отношение к самому браку не поменялось. Если убрать отдельные асоциальные элементы как погрешность, молодые люди всё так же хотят жениться, а девушки — выйти замуж. И детей хотят иметь.
У нас другая тенденция. Мы сталкиваемся с отсроченным периодом вступления в официальный брак. Если раньше женились в 21–24 года, то сейчас средний возраст невесты — 27 лет, а жениха — почти 30 лет.
— Это плохо или хорошо?
— Это плохо. Доминирующей ценностью в российском обществе является детоцентрическая модель: всё внимание уделяется здоровью и жизни ребёнка. А он появляется в официальном браке. Если мужчина понимает, что женщина хочет иметь от него ребёнка, он женится.
Поэтому откладывание официального брака приводит к тому, что и рождение детей откладывается. Чем раньше появится первый ребёнок, тем больше шансов, что будет второй и третий.
Если сломать эту модель, при которой откладывается рождение малыша, это сразу приведёт к тому, что возраст откладывания официального брака тоже начнёт молодеть.
— Что надо делать?
— Затягивать в ранние браки. Только сразу оговорюсь: рано жениться — это значит играть свадьбу не в 14, а в 24 года. Любой ранний брак ведёт к рождению ребёнка. Такая вот модель.
Жена для бизнесмена
— Про молодых людей сейчас говорят, что они и знакомиться не умеют, у них нет навыков общения, они постоянно сидят в Сети. Интернет им мешает или помогает?
— Интернет помогает, если он не разбивает семьи. Женатые люди на сайтах знакомств регистрироваться, на мой взгляд, не должны.
И раньше существовали свахи, которые помогали молодым людям найти друг друга. В Пензе были клубы, где бизнесменам подыскивали жён. И дело было не только в красоте невест, там очень хорошо работали психологи. Я знаю, кто из бизнесменов там нашёл невесту, у них очень крепкая семья получилась. Так что знакомиться можно и через интернет, но отношения-то строить придётся все равно в «офлайн-режиме».
А вот тут и начинаются проблемы современных молодых людей. 70 % из них выросли в модели «социального сиротства». Их родители — это поколение 90-х. Любое последующее поколение копирует предыдущее. А копировать-то особенно нечего. Семьи конца 90-х — начала нулевых годов — это разводы, асоциальное поведение, причём нередко обоих родителей. И нынешние молодые люди выросли в этой агрессивной среде. Они не видели семей, о которых им рассказывают по телевизору. Их воспитывали мама, бабушка, хорошо, если был дедушка. А единственным «мужиком» в доме часто был кот Васька, и тот кастрированный. Современная молодёжь не имеет другого опыта, она не равняется на Николая Второго, у которого было семеро детей, она копирует свою семью, часто однополую. И объяснять, почему эта модель плохая, — дело неблагодарное. Это равносильно тому, что прийти и сказать «твоя мама пьёт, поэтому она нехорошая». Поверьте, в любой асоциальной семье, где мама злоупотребляет спиртным, для ребёнка она самый лучший человек.
Но ситуация, когда 70 % молодых людей воспитывались в модели «социального сиротства», приводит к тому, что жениться они могут, а вот сохранить семью у них не получается. Для этого нужно выстраивать отношения, а они не умеют. По этой причине нужно воспитываться в семье, где есть родные мама и папа, бабушки и дедушки, причём с обеих сторон, и обязательно брат или сестра.
— Им не грозит счастливая семейная жизнь?
— Ну почему же. Они могут сами сломать существующую модель и начать жить по-другому.
Но пока они оставляют за собой право разводиться. Развод сегодня — это не порицаемое явление, а социальная ценность, современная молодёжь считает, что «так можно». К этому праву относятся так же, как к свободе вероисповедания, слова, передвижения. И отнимать у современных людей право разводиться — ещё одно неблагодарное дело.
Раньше надо было обращать на это внимание. У нас указ о традиционных ценностях появился в 2021 году. Причём, замечу, указ, то есть всего лишь ориентир, даже не федеральный закон.
И заморские берега
— Сейчас есть в обществе определённая модель того, что должен предложить для девушки парень: машину, квартиру, отпуск на тёплых берегах, желательно на Мальдивах. Из-за этого парни обвиняют девушек в меркантильности, а девушки считают, что настоящих мужчин не осталось. Так что же должны мужчины?
— Об этом любят говорить семейные психологи. Они просят девушку написать список того, что должен делать её молодой человек. Если спросить парней, то и они такой же длинный список накатают. И это прямой путь к модели «социального сиротства». На самом деле никто никому ничего не должен. Каждый сам придумывает себе обязанности и решает, что будет их выполнять. И если у парня и девушки эти обязательства совпадают, то совет им и любовь.
— Еще скажите, что деньги не имеют никакого значения...
— Материальная составляющая всегда имела большое значение. Вот в советские времена приходил парень из армии, шёл на завод. Если он был один, то ему давали общежитие, если с женой — то малосемейку. Семья с ребёнком получала квартиру, а если детей двое, да ещё разнополых, то полагалась трёхкомнатная квартира. Да, давали не сразу, через несколько лет, но давали. Просчитывали это молодые? Конечно. Что должен был сделать мужчина, чтобы жить в трёхкомнатной квартире? Двоих детей завести и жену любить. Вот вам модель семьи. А сейчас ему что надо сделать? Вы цены на трёхкомнатные квартиры видели? Чтобы её купить, муж днями и ночами работать должен. Семья забудет, как он выглядит.
Большое влияние оказывает и расслоение общества, оно ведь с каждым годом только становится больше.
Нынешнему молодому поколению сейчас особенно тяжело. Ему методом проб и ошибок надо будет выработать новую семейную модель. Чтобы лет через 20 начать её тиражировать.
— Что надо делать, чтобы семьи не распадались и в них было много детей?
— Сначала родить первого ребёнка. На самом деле молодёжь на это ориентирована. А вот чтобы появился второй, должно здорово включиться государство. И уж если мы ориентированы на многодетность, поддержка должна идти постоянно. И работы здесь много. Вот лишь один пример. Сколько сейчас надо заплатить за частные ясли? 15 тысяч рублей. Государственных яслей на всех не хватает: считается, что их много не надо, ребёнок будет с мамой, ведь для неё придумали три года декретного отпуска. Но реально все выходят на работу раньше, хотя бы потому, что пособие по уходу за ребёнком платят до полутора лет.