Водный мир. Кто в регионе следит за подземными реками

Когда говорят о реках Пензы, чаще всего называют Суру и … всё. И редко кто вспоминает, что под городом вполне себе свободно текут Мойка, Шелоховка и Кашаевка. И они очень серьезно влияют на экологию и и коммунальную систему областного центра.

   
   

Дела столетней давности

Мойка, Шелоховка и Кашаевка ещё присутствуют как обычные реки на картах Пензы XIX – начала XX века. Раньше Сура текла по-другому, и потому рекам ничего не мешало следовать каждой в своём направлении.

«К 1943 году Сура прорвала плотину, влилась в реку Пензу, – рассказывает директор центра изучения истории Пензенского края Александр Гущин. – В связи с этим пути Мойки, Шелоховки и Кашаевки также изменились. Мойка стала следовать по восточному склону со стороны Западной Поляны. Сейчас она впадает в Суру. Шелоховку в 1950 году убрали в коллектор, в настоящее время она протекает под площадью Ленина.Часть реки течёт по круглому бетонному коллектору (диаметр 150 см), который на 40 см заилен. Кашаевка тоже включена в коллектор, на данный момент протекает в районе улиц Луначарского и Каракозова. Предполагаю, реки находятся на балансе».

Корреспондент «АиФ»-Пенза» обратился в администрацию Пензы, Министерство лесного, охотничьего хозяйства и природопользования и Министерство сельского хозяйства региона, а также в Министерство ЖКХ Пензенской области. Первые три ведомства отреагировали одинаково: данный вопрос не входит в их компетенцию. В Министерстве ЖКХ официальный ответ так и не прислали, но устно сообщили, что этими реками они не занимаются. Ответ на вопрос, кто следит за ними, остался открытым. 

Экология под угрозой?

Казалось бы, так ли важно, что происходит с этими реками, если они текут под землёй и их все равно не видно. Однако, их состояние, а также то, как и где они протекают, имеет большое значение для города. Одной из серьёзных проблем является выброс бытовых отходов и канализационных стоков в эти подземные водостоки. В первую очередь, это относится к реке Кашаевке.

«Кашаевка – подземный коллектор, имеющий большую протяженность, к ней были подключены ливнёвки, – сообщил председатель экологического Совета движения «Зеленая волна» Максим Савинов. – Спустя десятилетия коллектор начал разрушаться. Это не могло не привести к необратимым последствиям: загрязнению реки, аварийным подземным переливам, которые попадают в неё из-за ветхости канализационных систем и незаконных врезок в коллектор. В 2019 году представителями нашего общества был сделан анализ вод в ФГБУ «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Приволжскому Федеральному округу», согласно которому уровень наличия вредных веществ в воде превышен в несколько раз. Ситуация усугубляется тем, что воды Кашаевки беспрепятственно попадают в Суру, ведь предполагалось, что по её коллектору должны протекать исключительно природные грунтовые воды. Мы со своей стороны можем проводить только визуальные наблюдения, но это мало что даёт. Полноценными исследованиями должны заниматься специальные организации, а их в Пензе нет».     
   

Зато есть данные Росприроднадзора, которые указывают, что в Суре в городской черте превышены, например, показатели меди, они составляют 4,1 ПДК (предельно допустимая концентрация).

Член Общественной палаты Пензенской области Владимир Лощинин:
«Грунтовые воды – это серьёзная проблема. Сейчас они текут сами по себе, с ними ничего нельзя сделать. Они могут нанести серьёзный урон, и предугадать его не представляется возможным. Если рядом с ними находятся коммуникации, влияние на них грунтовых вод очевидно».

Провальное русло

Согласно фото, сделанным диггерами, реки находятся в плачевном состоянии. Учитывая то, что это лето богато на ливни, нетрудно представить, сколько в них натекло и сколько еще натечет, если за эту проблему не взяться. Но беспризорные подземные реки влияют не только на экологию. 

Шелоховка сейчас протекает под площадью Ленина, а на улице Московской в этом районе с завидной периодичностью появляются провалы. И что еще творят подземные реки под Пензой, точно не знает никто. Потому что никто ими не занимается.

«С подземными реками, не только с Кашаевкой, но и с другими, необходима глобальная, серьёзная работа. Требуется не точечный ремонт, а серьезная реконструкция», - уточняет Максим Савинов. Серьезная реконструкция требует много денег и времени. Нужно будет вскрывать коммуникации, разрушать асфальт. Но прятать эту проблему под землю удаётся всё меньше.

Читайте нас в Telegram-канале «АиФ-Пенза», социальных сетях «ВКонтакте», «Одноклассники».