Весы для морали. Служить можно, лечить нельзя

Многим священникам приходится подрабатывать. © / Фото Марии Зверевой / АиФ-Казань

   
   

На днях московский Патриархат опубликовал на своем сайте проект документа «Профессии, совместимые и несовместимые со священством». Предложенный для обсуждения общественности список вызвал массу вопросов среди медиков, ветеринаров, чиновников, актеров, военных и даже спортсменов – всех тех, чья профессиональная деятельность не совместима со служением Богу. Люди интересуются, не значит ли это, что их зачислили в грешники? И с какими профессиями совмещают свою деятельность пензенские священники?

Жесткие каноны

Среди местных священнослужителей больше всего преподавателей, есть и бывший врач.

«Нередко бывает, что священник испытывает какую-либо нужду (особенно, служа в сельском храме), поэтому занимается частным извозом, - рассказал корреспонденту «АиФ-Пенза» клирик Петропавловского собора г. Пензы, священник Алексий Рой. - Иногда эти средства идут на восстановление храма. Я знаю священников, которым приходилось класть печки и кровли».

Список, опубликованный московским Патриархатом, не является догмой. Если владыка решит, что та или иная мирская деятельность священника направлено на благо церкви, то может разрешить совместительство. Главное – чтобы вера была чистой, а дела – праведными. Однако, все гораздо сложнее.

«В любой момент священнослужители могут оказаться перед дилеммой – исполнить заповедь Христа и проявить милосердие или сохранить показное благочестие (на церковном языке это называется фарисейством, а на мирском – чистоплюйством). О такой ситуации говорится даже в Евангелие: когда разбойники напали на человека, мимо проходили священнослужители. Но несчастного спасли не они, а взявшийся откуда-то самарянин (иностранец), - объясняет тонкости православной теологии Алексий Рой. – Нечто подобное может произойти в обыденной жизни: например, священнослужитель может стать очевидцем ДТП или пожара и будет вынужден решить – оказывать помощь пострадавшим или нет. От последствий этого решения зависит его дальнейшая судьба: если кто-то из пострадавших умрет до приезда «скорой», то священнослужитель перестанет быть священником. Таковы церковные каноны».

В этом смысле каноны во все века были категоричны: если священнослужитель даже по неосторожности проливает чью-либо кровь (пусть даже кровь животного), то вести службу в храме он больше не может.

   
   

Ни капли крови

Как только Епархия опубликовала на своем сайте список «нежелательных» профессий, у обычных людей появился вопрос: не становятся ли автоматически грешниками чиновники, бизнесмены, актеры и врачи? 

«Нет, конечно, речь идет о несовместимости духовных и мирских принципов, - объясняет Алексий Рой. - Пастырская деятельность, например, не совместима с лицедейством, отсюда и запрет на актерскую профессию. Это, кстати, самый древний церковный канон. Даже если в театре или кино играет не священник, а его жена – это уже считается нарушением».

Яркий тому пример – Иван Охлобыстин, который  в 2001 в Ташкенте был рукоположен в сан священника. Позже по собственному прошению его отстранили от службы в церкви, и он вернулся в профессию. Если когда-нибудь у Охлобыстина снова появится желание служить Богу, то он должен будет оставить театр.

Тоже самое относится к воинской службе. Священники не могут присягать на верность Родине, поскольку с точки зрения церкви уже дали более высокую присягу. «Дабы не было конфликта интересов, мы не можем состоять на военной и государственной службе (в том числе, иметь доступ к гостайне). Но при этом мы имеем право преподавать не только в гражданских, но и в военных вузах, - говорит Алексий. - Что касается спорта, то заниматься им можно, а вот выходить на ринг и участвовать в боях – нет. Многие спрашивают, почему церковь не приветствует, скажем, лыжный спорт, ведь там нет рукоприкладства и крови? На самом деле церковь не рекомендует священникам заниматься спортом профессионально (причем, любым), поскольку в нем присутствует дух соперничества, что тоже противоречит нашим канонам. Но мы можем тренировать детей».

С медиками сложнее. Среди святых много врачей – тот же Святитель Лука Крымский и  первый иконописец евангелист Лука. «Всегда есть исключения из правил, - объясняет наш собеседник. – Но нельзя забывать о не совместимых с литургией вещах. Христос не пролил ни одной капли крови, а священник на время службы является литургической иконой Христа, поэтому на нем тоже не должно быть крови».

Смотрите также: