Утечка рук и мозгов. Как и почему пензенцы становятся мигрантами

Каждый год из области выезжают около 10 тысяч человек. Кому везет из гастербайтеров? И кто занимает их место?

   
   

Двадцать лет назад пензенец Павел Воля уехал из родного города «покорять Москву». Столица сдалась не сразу. Это в Пензе он был душой педуниверситета, капитаном команды КВН, известным ведущим на радио. А в столице стал одним из «понаехавших». Недавно в своем блоге он рассказал о том, как жил в ожидании славы: не жалея ног, ходил на кастинги телеканала МузТВ, выбирал «сколько пельмешек сварить на ужин - пять или шесть», жил в квартире в старом доме и тоннами писал шутки и скетчи для юмористических телепроектов. И так – целых четыре года. Пока не взяли в модный Comedy Club.

Сейчас Паша Воля не полуголодная «лимита», а один из самых популярных комиков в России, артист, который не раз попадал в список Forbes.

И каждый год подобно ему тысячи пензенцев едут «покорять» столицу. Они также готовы в погоне за успехом давиться дошираком и жить в небольшой комнатушке, на которую уйдет половина зарплаты.

 

Закон несохранения энергии

По данным Пензастата в прошлом году из области «выбыли» более 16 тысяч человек. На их место прибыли почти 12 тысяч. То есть прибывших на четверть меньше. Такой вот грустный закон несохранения энергии.

По качественному составу ситуация хуже. Уехавших с высшим образованием почти 4,5 тысячи человек, а «новобранцев» - чуть больше трех тысяч!    
   

Также интересна цифра мигрантов с «неуказанным образованием»: если из региона уезжают две с половиной тысячи таких людей, то приезжают почти в два раза больше. Сомнительно, что в этом контингенте находятся доктора наук или хотя бы студенты из училища. Такая невеселая картина наблюдается с 2000-го года, так что можно говорить об «утечке мозгов».

Цивилизованная миграция

«Миграция в СССР тоже существовала, но она была цивилизованней благодаря плановой системе управления народным хозяйством, - рассказывает публицист, автор книг по новейшей истории Пензы Александр Кислов. - Выпускники техникумов и институтов получали направления и ехали в другие регионы и республики работать по специальности, там обзаводились семьями, получали жилье как молодые специалисты и оставались. И в Пензенскую область также приезжали из других регионов. Не было оттока по направлению «провинция-центр». Сейчас это наблюдается из-за того, что десятки промышленных предприятий в области закрылись. А специалисты до сих пор выпускаются. Ребятам некуда идти работать, и они уезжают». 

«В Пензе качественное образование. Но при этом готовят узкоспециализированные кадры, - вступает в разговор социолог Анатолий Бодров. - К примеру, в год выпускаются 20 архитекторов. Что они все будут делать в Пензе? Похожая история с социологами: в Петербурге они востребованы, у нас нет. Но подготовка идет, ребята получают дипломы».

Как сообщили в ПГУ, ПГУАС и ПензГТУ, данных о последующем трудоустройстве вчерашних студентов нет. Выходит: получил корочку, собрал котомочку - и на «Суру», покорять столицу! И их ничто не держит. Кроме учащихся по целевому направлению работать по специальности никого не обязывают. Да и «целевики» могут открепиться законным образом или просто откупиться, оплатив стоимость обучения. Некоторые «молодые специалисты» готовы вернуть затраты, лишь бы поехать в столицу: не единичны случаи, когда врачи или учителя возвращали «земский миллион» обратно, лишь бы сбежать из села.

Профессор ПГУ, доктор социологических наук Игорь Юрасов:
- Желание покинуть регион начинается со школы. По данным опросов уже 48% учеников хотят уехать в столицу. Это желание связано с низким развитием рынка интеллектуального труда: в Пензе и тем более области такие специальности или маловостребованы, или востребованы, но низкооплачиваемы. Есть и нехватка бюджетных мест в вузах. Большинство обещанных бюджетных мест опять достались Москве, Санкт-Петербургу. В этом году, несмотря на пандемию, пензенские абитуриенты ехали поступать в столицу. Кроме того, многие находятся в области, но «работают» в Москве или Петербурге на удаленке. Получается, что денежный поток из налогов идет мимо региона.

Уходят руки

Утекают не только мозги, но и руки. В последние годы нормальной работой считаются «вахтовые поездки» в Москву. Строители, уборщики, грузчики за неделю столичной вахты получают гораздо больше, нежели в Пензе. Особенно «грешат» этим жители районов. И они едут не за славой, а просто за работой. Потому что дома работы нет. 

По данным сайта «Трудвсем» в Сердобском районе только 103 рабочих места, а в одном из самых многочисленных районах, Кузнецком, - 830 рабочих мест, из которых у более половины зарплата в 20 тысяч рублей и менее. 

В селах ситуация плачевнее. Там вакансий нет вовсе. В редких деревнях, где открылось производство, насчитается около 10 рабочих мест. Чуть лучше ситуация в Бессоновке, Камешкире и Наровчате, но при этом стоит учитывать, что эти пункты - районные центры.

Неудачные замены

Если смотреть на общие цифры по демографии, то кажется, что все не так уж плохо: решив проблемы с рождаемостью, можно остановить «обезлюдение» области. Вот только сотворить беби-бум пока не удается. И с миграцией все не так просто.

«Она не оказывает существенного влияния на численность населения, но меняет его этнический, религиозный и культурный состав, - обращает внимание коррепсондента «АиФ-Пенза» завкафедрой ПГУ, доктор социологических наук Анна Очкина, - подавляющее большинство прибывших в область из-за рубежа в 2019 году — это выходцы из ближнего зарубежья».

В Пензе действительно немало мигрантов из республик СНГ. С начала нулевых их можно встретить на стройках, в торговле и общепите. Чаще всего они работают у ИП: малый бизнес проверяют реже и здесь процветает зарплата в конвертах.

Такие гастербайтеры не только качеством, но и количеством не заткнут образовавшуюся дырку в демографической картинке области.

59-летний узбек Муккадин из Коканда, не скрывая, рассказывал, как стал гастербайтером: на родине работы нет, урановые руды и золото разрабатывают заключенные. За неделю перед 1 сентября он просил о десятитысячном авансе - пятерым детям на школьную форму и принадлежности. За эти деньги средний пензяк с трудом соберет одного ученика. А в Коканде в школу можно отправить пятерых ребятишек. Поэтому Муккадин работал здесь, а деньги слал в солнечный Узбекистан.

«Такие гастербайтеры рассматривают  любой регион как перевалочный пункт, из которого два пути: либо вперед, в столицу, либо обратно домой», - поясняет Анатолий Бодров. В области они не остаются. Лет 10-15 назад в нескольких районах появились чеченские фермерские хозяйства. Выходцы с Кавказа жили большими диаспорами и обрабатывали большие объемы площадей, как, например, в селе Миткирей Бековского района. «Они уже года три как уехали, - рассказывает глава Миткирейского сельсовета Юрий Сергеев. - Продали все, собрали урожай и покинули село. Почему так? Не знаю».

У нас не раз было заявлено: «Главное богатство - это люди работящие, талантливые, неравнодушные и предприимчивые». Вот только любое богатство нужно хранить. Сейчас же получается, что сундук для нашего богатства либо с дыркой, либо без замка.

Завкафедры ПГУ, доктор социологических наук Всеволод Константинов:
- Есть ряд причин, обуславливающих миграционные процессы. Урбанизация, начавшись десятилетия назад, продолжается до сих пор, а экономические факторы, в свою очередь, ускоряют или замедляют динамику данного процесса. Надежда на лучшее, на самореализацию, стремление быстро разрешить имеющиеся проблемы на новом месте жительства присущи огромному количеству людей. Но зачастую при этом граждане тащат за собой груз нерешенных личностных проблем, которые были и в деревне, и останутся в городе.

А мы из Пензы

  • Тимур Родригез (Керимов). Второй, не менее известный учитель, но английского и французского языков. Работал диджеем на разных каналах. В 2005 году, как и Павел Воля, прославился благодаря участию в шоу Comedy Club. Сейчас - популярный певец, голосовой дублер в фильмах.
  • Егор Крид (Булаткин). Пензенский певец отправился в столицу сразу после школы, присоединился к лейблу Black Star, из которого недавно ушел. Пробовал себя еще в роли актера, участник списка Forbes.
  • Антон Макарский.После школы поехал поступать в театральные вузы. Из трех, в которые прошел, выбрал Щукинское училище. Славу ему принес спектакль «Нотр-Дам де Пари».
  • Сергей Пенкин. После окончания музыкальной школы и службы в армии поехал в Москву. С середины 1980-х годов жил в столице, работал дворником и учился в «Гнесинке». Успех пришел после удачных выступлений в 1991 году.