Сурский Викинг. 23-летний боец получил позывной за спокойствие в бою

Позывной Викинг пензенец Александр выбрал не сам, так его окрестили товарищи. © / Предоставлено героем публикации

Год прошёл с момента, когда пензенец Александр В. уехал в зону СВО в качестве мобилизованного. Большинству своих сослуживцев он годится в сыновья – ведь ему всего лишь 23 года. Недавно он приезжал домой в очередной отпуск.

   
   

Страшно дрогнуть…

У многих мобилизованных за плечами опыт службы в горячих точках, вооружённых конфликтах. У Александра – лишь срочная служба в качестве радиотелеграфиста.

Прокладка линий, их наладка, организация связи между боевыми подразделениями – вот что было его главной задачей в армии. Служба в Вологодской области прошла спокойно, «без происшествий», на дембель вернулся зимой 2021 года. А осенью 2022-го пришла повестка о мобилизации. Молодой человек долго не думал. Собрал нужное и поехал в военкомат. Боевое слаживание пролетело незаметно, во время него, по признанию Александра, в день отстреливали больше патронов, чем за всю службу. Потом была зона СВО. И пензенец не скрывает: там он боялся.

«Страшно было не от обстрелов. А от того, что могу дрогнуть перед теми, кто рядом. Может, благодаря этому и продержался...» – вспоминает парень.

Позывной ему достался под стать – Викинг. Пензенец скромно рассказывает, что не сам выбрал боевое имя, его дали сослуживцы. За расчётливость, спокойствие в бою, нежелание проявить страх. А возможно, и за то, что увидели в широкоплечем, крепком парне черты, характерные для средневековых воинов-скандинавов.

– Мне очень повезло с сослуживцами, – рассказывает Викинг. – Все старше меня, опытные, боевые мужики. Мы очень правильно сделали, что взяли с собой на позицию всё, что можно из продуктов, предметов быта. Потому что потом было тяжело...

На позиции, куда приехали мобилизованные, не было ровным счётом ничего: самим пришлось делать просторный, вкопанный в землю капонир (сооружение, позволяющее вести огонь в двух направлениях). Сооружать крепкие нары для сна. Обшивать стены ящиками. Устанавливать печку-буржуйку, без которой зимой никак.

   
   

А рядом позиции врага – ловушки, мины. Раз бойцы увидели ящик с боеприпасами, уже хотели взять себе. Но потом решили вызвать сапёров. И верно догадались – под ящиком была ловушка с двадцатьюкилограммовым самодельным взрывным устройством! 

Было негладко и со снабжением. С противоположной стороны били по машинам, подвозившим провиант. Но ничего, как-то выжили, хотя иногда и были проблемы с водой...

«Мы потом нормально освоились на месте, благоустроили всё. У некоторых появилось что-то вроде хобби. Кто-то пытался выращивать свой огородик с петрушкой или укропом. Кто-то вырезал фигурки из дерева. Я попробовал себя в написании. Хотел сочинить что-то фантастическое, о мире, который далёк от этого... Всё потом выбросил – дрянь получилась редкостная», – с улыбкой вспоминает боец.

Звёздочку за «Абрамс»

Александр служит связистом. Эти войска много слышат о том, что происходит на фронте. Слышат, как передают сигналы, что на позицию идут «Абрамсы» или «Леопарды». Но русские не боятся западных монстров и дают отпор.

«Некоторые наши бойцы, как в прошлые времена, ставят звёздочку, если уничтожают танк. Некоторые принципиально ведут подсчёт только западным образцам», – говорит Александр.

Встреча с одним таким «зверем» закончилась настоящим чудом.

За день до отпуска, когда был уже собран баул, а пензенец готовился ехать на побывку домой, в лагере раздался взрыв. Все бросились в укрытие, по блиндажам. Только потом поняли: подошёл танк и дал залп. Осколок снаряда буквально чиркнул Александра по макушке. После отхода он увидел, что на месте, где он стоял, торчит кусок железа. Взял парень подарок отца, нож-финку, отковырял металлический осколок и забрал себе. На удачу.

Осколок, из-за которого чуть не погиб сурский Викинг, был размером с зажигалку. Фото: Предоставлено героем публикации

Несмотря на недолгий срок службы, у пензенца уже есть несколько наград. Одна из них досталась за прокладку телеграфно-телефонной линии. Кажется, что в этом может быть героического? Но, когда связисты начали работать, по ним стала стрелять артиллерия.

«Мы сразу спрыгнули на обочину дороги, чтобы уйти из сектора обстрела, – вспоминает Александр. – Нам и ответить нечем – у всех только автоматы, против пушек они не помогут. А линию вести надо – нельзя оставить под-разделение без связи, без неё нет координации действий».

Задачу бойцы выполнили. Но ещё ценней, что все пятеро парней остались живы... «Выжили, потому что верили в себя. Вот у украинцев с этим плохо – боевой дух на нуле. Много попадает в плен парней лет 18-20. Совсем дети, ничего не понимают», – продолжает пензенец.

Сначала надо победить

В отпуске пробыл недолго, всего две недели. Отдохнул в родительском доме, помог бабушке по хозяйству.

«Было сложно, когда приехал в первый отпуск. Не мог привыкнуть к спокойному сну, отсутствию взрывов. К тому, что могу в любой момент связаться, с кем хочу. Ещё тяжелей было при встрече с друзьями обсуждать СВО. Всем неловко, но видно, что им хочется спросить. А я не знаю, как ответить, что там происходит. Кто был, поймёт, кто не был, тому не объяснишь», – задумывается Викинг.

Отгуляв отпуск, Александр снова вернулся в часть. Впереди ещё минимум пять месяцев службы.

«Я, когда приезжаю домой, даже не думаю, о том, что не вернусь туда, «за ленточку». Даже мыслей нет написать рапорт, уйти. Уже нет. Не знаю, почему. Пока этот конфликт идёт, не успокоится душа. Поэтому надо сначала победить. А потом станет легче...» – заканчивает рассказ Александр.