Прошло два дня с момента массовых эвакуаций из школ и высших учебных заведений Пензы. Однако комментариев от правоохранительных органов не поступало. Что же случилось на самом деле - пытался выяснить корреспондент «АиФ-Пенза».
Был ли Булаткин?
Рассказать о ситуации, в которой оказались образовательные учреждения, осмелились лишь в управлении образования города Пензе, да и то, после того, как аккаунт губернатора Олега Мельниченко завалили вопросами о то, что же все-таки происходит.
«Произошла неординарная ситуация. И педагоги действовали слаженно и оперативно. Основная масса обучающихся старших классов распущена, школьников младших классов расформировали по дежурным группам, которые размещались в ближайших образовательных дошкольных учреждениях, учреждениях дополнительного образования и культуры. Главное, что по результатам факторов, угрожающих жизни и здоровью детей, не было», - написали представители ведомства.
Что произошло на самом деле - остается тайной. Однако, в сети активно обсуждается сообщение, которое якобы было разослано в школы и ВУЗы от имени Егора Булаткина. В Пензе он уже стал мемом, о нем подростки снимают клипы.
В Екатеринбурге силовики оказались словоохотливей. УФСБ и УМВД по Свердловской области прокомментировали эвакуацию и сообщили, что «основной целью злоумышленников была дестабилизация социально-политической обстановки в регионе путем создания панических настроений в обществе. Также злоумышленники отвлекали от другой работы правоохранительные органы и экстренные службы».
Экономический ущерб и сложности поиска
Кто стоит за рассылкой писем, предстоит выяснить экспертам.
В 2017 году волна звонков захватила и Пензу: из торговых центров эвакуировали продавцов и посетителей. В итоге злоумышленников нашли: оказалось, что это четыре россиянина, которые в момент звонков находились за рубежом. Правда информации о наказании и судах найти не удалось.
«Часто звонивших, или распространявших подобную информацию сложно найти. Причина - развитые цифровые технологии, которые позволяют не оставлять электронных следов в пространстве. В ряде случаев можно установить дислокацию, но не личность отправившего электронное письмо», - замечает Георгий Романовский.
«Теоретически поймать злоумышленников можно. Но на практике - не всегда. Владельцы серверов, с которых отправлялись письма, скорее всего находятся за пределами РФ и не факт, что между странами предусмотрено сотрудничество, - поддерживает президент разработчиков программного обеспечения Пензенской области Максим Семенкин. - Если же адреса на территории нашей страны, то все гораздо проще. Что касается вопроса организации, то отправить сообщение может каждый, а замести следы нет. Одинаково сложно найти как звонившего, так и отправившего сообщение на электронную почту».
Наказание есть?
Согласно законодательству, сообщившему может грозить обвинение по части 1 статьи 207 УК РФ «Заведомо ложное сообщение об акте терроризма». В качестве наказания, в зависимости от статуса «заминированного» объекта, предусмотрен штраф до миллиона рублей либо лишение свободы на срок от шести до восьми лет. А если звонок привел к гибели человека, то штраф может достигнуть размера двух миллионов.
И не всегда анонимам удается остаться в тени. Например, в том же 2017 году удалось найти мужчину, сообщившего о бомбе в здании железнодорожного вокзала «Пенза-1». В 2019 году пьяный пензенец обиделся на бармена в баре ТЦ «Кагау». Приговором суда ему назначено наказание в виде трех лет лишения свободы условно, с испытательным сроком два года. Кроме того, с осужденного в счет возмещения ущерба, причиненного преступлением, взыскали 3 167 рублей 64 копейки в пользу ФГКУ «6 отряд Федеральной противопожарной службы по Пензенской области», 3 574 рубля 28 копеек - в пользу регионального УМВД России, 3960 рублей 60 копеек - в пользу ГБУЗ «Пензенская областная станция скорой медицинской помощи» и 3 683 рубля 42 копейки - в пользу областного управления Росгвардии.