Предал страну. Житель Пензенской области передавал СБУ данные о военных

Ирина Акишина / АиФ

Съемки на телевидении, интервью на радио, публикации в интернете. Еще пять лет назад зареченец Максим З. с удовольствие шел на контакты со СМИ. Воспитанник пензенской школы кикбоксинга подробно рассказывал журналистам о своих победах на ринге. В качестве его регалий указывали такие: мастер спорта России, победитель различных соревнований, в том числе и международных  Спустя пять лет в зале суда он прятал от камер свое лицо: отворачивался, прикрывался листом бумаги. Дело о госизмене в Пензенской области рассматривали впервые.

   
   

«Я вам пишу…»

На кадрах задержания от ФСБ видно: зареченец не подозревал, что за ним следят, и не сразу понял, зачем к нему на улице подбежали люди в масках. Растерянно он чувствовал себя и тогда, когда проходил обыск в его квартире.

Позднее спецслужбы докажут: основания для задержания были. В июне 2022 года Максим З. подготовил письмо и передал его через знакомого в иностранное посольство. В нем он предложил способы, которыми может противодействовать безопасности РФ. С октября 2022 года по январь 2023 мужчина вел электронную переписку с лицом, которое выступало от имени иностранного государства. Прокурор уточнил: связаться мужчина пытался с консульством не Украины, а другой страны.

Это действия квалифицировали по ст. 275.1 («Сотрудничество на конфиденциальной основе с иностранным государством»). Позднее суд посчитает, что здесь было лишь покушение на преступление.

В контакте с СБУ

А вот следующий шаг Максима З. оказался гораздо опаснее, именно его трактовали как госизмену (ст. «275 УК РФ).

В декабре 2023 года в Телеграме Зотов М. установил контакт  с представителем СБУ. За вознаграждение зареченец согласился выполнить разведзадание - собрать информацию о военнослужащих, участвовавших в СВО. Эту задачу он выполнил.

   
   

«Собранные персональные данные с фотографиями двух военнослужащих российской армии и членов их семей отправил представителям службы безопасности Украины», - пояснил начальник отдела уголовно-судебного управления прокуратуры Пензенской области Динар Алмакаев.

- И о детях военнослужащих информацию собирал? – перебили журналисты.

- Всех членов семей, - продолжил прокурор.

УФСБ региона указывало: задержанный рассчитывал, что лица, о которых он собирает информацию, будут устранены.

Заречный – закрытый город, здесь живет много военных с семьями. Когда в прошлом году прошла информация о задержании кикбоксера, жители стали оставлять под этой информацией очень резкие комментарии. Максима З. требовали жестко наказать. «Родственников не снимайте, они не виноваты, им еще в городе жить»,  - просили журналистов в зале суда.

Родные на оправдательный приговор не надеялись, еще до оглашения разговаривали с адвокатом об апелляции. После того, как вердикт суда был зачитан, близкие осужденного, а это были женщины, тихо плакали.

«В результате виновному назначено наказание в виде 15 лет лишения свободы с отбыванием в колонии строгого режима, с последующим ограничением свободы на 2 года, со штрафом в размере 700 тысяч рублей», - сообщили в Пензенском областном суде. 

40-летний осужденный свою вину не признал. Приговор не вступил в законную силу.

Мало дали?

Статья 275 считается одной из самых тяжких в УК РФ. Она предполагает до 20 лет лишения свободы. В сети сразу начали спорить о том, соответствует ли наказание преступлению. Одни сетовали, что дали слишком мало. Другие недоумевали, почему приговор такой жестокий.

Летом 2023 года, когда Максима З. задерживала ФСБ, «Коммерсант» сообщал, что подозреваемый в госизмене уже привлекался к уголовной ответственности по ст. 296 («Угроза или насильственные действия в связи с осуществлением правосудия или производством предварительного расследования») и ст. 306 («Заведомо ложный донос») УК РФ. Но судья Пензенского областного суда, зачитывавший приговор, о прошлых судимостях ничего не сказал. Вероятно, они уже считались погашенными и при назначении наказания не учитывались. Среди характеристик осужденного, который прозвучали, были лишь такие: имеет высшее образование, женат, не работает.

«Возможно, были какие-то смягчающие обстоятельства, чтобы вынести именно такой приговор, не назначать максимальный срок. Так как материалы подобных дел засекречены, мы об этом не узнаем, - пояснил эксперт в сфере уголовного права Роман Пророченко. – Но за время моей работы в следственном комитете я не помню, чтобы суды давали кому-то по максимуму даже за убийство».

Уголовные дела по госизмене до недавнего времени считались редкостью, но за последний год было вынесено сразу несколько приговоров. По максимуму осужденными, как правило, не давали.

Так, супруги Татьяна и Роман Сидоркин, которые по заданию Киева пытались подорвать объекты инфраструктуры, получили за госизмену 13 и 17 лет соответственно. Жителя Хабаровска за целый ряд преступлений, в числе которых были диверсия и госизмена, приговорили к 15 годам заключения. Срок, который получил Максим З., укладывается в формирующуюся сейчас судебную практику.