Первого апреля не стало Евгения Евтушенко. Поэта, стихи которого были полны удивительной красоты и удивительной же, а это признак настоящего гения, простоты. Поэта, воспитавшего и воспевшего целое поколение последних настоящих романтиков.
Оба визита Евтушенко в Пензу были полны событиями и впечатлениями, но самому Евгению Александровичу, и тем, кому довелось с ним общаться, особенно, запомнился первый, случившийся в 1982 году.
Поэт, фотограф, человек
На Пензенскую землю Евгения Александровича привел случай. В начале восьмидесятых в Самаре (тогда она еще, конечно же, называлась, Куйбышевым) прошла его фотовыставка. Организаторы, говорят, с ней здорово намучались. Евтушенко поэтом был, бесспорно, гениальным, а вот фотографом – во всяком случае в те ранние годы - достаточно посредственным. Хотя и очень, очень вдохновенным. Бытовые зарисовки и портреты, пейзажи и городская архитектура, рабочие, крестьяне, матросы, студенты – недостаток профессионализма с лихвой восполнял он особым взглядом на мир и чуткостью к биению жизни.
Вот и выставка в Самаре прошла на ура. И в один из последних дней работы на ней довелось побывать пензенскому фотокорреспонденту, руководителю творческой студии «Репортер» Владимиру Елшанскому. Узнав о том, кто автор выставочных работ, он загорелся идеей привезти поэта в Пензу.
«Мы с Евтушенко созвонились, он пригласил меня к себе в Переделкино, - вспоминает Владимир Петрович. – Я приехал… а вот дальше начались сложности».
Поэт, как и следовало ожидать, оказался человеком невероятно занятым. Он как раз готовился к съемкам автобиографической картины «Детский сад» и выкроить в своем плотном графике окно для того, чтобы приехать в Пензу, не имел никакой возможности.
«Он мне говорит: «Не могу, никак не могу!» - усмехаясь, вспоминает Елшанский. – А я ему в ответ: «Евгений Александрович, Пенза, Лермонтов – надо!».
В итоге Владимир Петрович прожил на даче у поэта два дня и уехал, получив обещание в скором времени вернуться к этой теме. Обещание Евтушенко сдержал, и в сентябре 1982 года приехал в Пензу. Потом признался – отложить на время все дела его заставило желание побывать в Тарханах, где прошли детские годы Лермонтова.
Елшанский между тем рассказал все второму секретарю обкома КПСС Георгу Мясникову. Сказать, что тот удивился – значит, ничего не сказать. Оказалось, что он сам давно подумывал о том, чтобы пригласить Евтушенко в Пензу – да только не знал, чем его зацепить.
Солнце творчества
«Выставку поставили в культпросветучилище, - продолжает наш собеседник. – Был большой праздник. Люди шли сплошным потоком. Было очень много экскурсий, приходили студенты, учащиеся. Многие – по нескольку раз подряд».
В честь торжественного открытия выставки Георг Мясников подарил Евтушенко велосипед пензенского завода «ЗиФ». А экскурсовод Ирина Кузьмина - золотой, как солнце, подсолнух с собственной дачи. Поэт пообtofk его хранить, но не сдержался и съел из подсолнуха все семечки еще в поездке.
После выставки Евтушенко целый день провел в Тарханах. Был с ним и Елшанский с сыном Валеркой.
Уезжая, Евтушенко посвятил новому другу вот такую короткую эпиграмму:
«Я хочу быть поэтом гражданским,
Больше я не хочу ничего,
Но я счастлив быть другом с Елшанским
И хрустальным Валеркой его (Валерка был блондином – прим.авт.)
В Пензе Евтушенко пробыл три дня. Вместе с Мясниковым прогулялся по городу, постоял, любуясь пейзажем, на смотровой площадке близ «Первопоселенца», возложил цветы к монументу воинской славы. Провел три творческих вечера в ДК имени Кирова – все при забитых до отказа залах.
«Случился у нас во время очередной экскурсии один курьез, - продолжает Владимир Петрович. – Евтушенко зашел в магазин и прямо ахнул. «Это сколько же, говорит, у вас колбас на прилавке! Сортов сорок, не меньше». Впечатлился, одним словом. Хотя это, кстати, словно поветрие какое-то среди поэтов. Маяковский вот тоже, говорят, после поездки в Пензу написал «оперяется моя кооперация».
Во второй раз Евтушенко посетил Пензу спустя 26 лет. Наш город стал последним пунктом в его большом путешествии по российским провинциям. Уезжая, поэт сочинил две простые и глубокие строчки, которые теперь навеки вписаны в историю сурского края:
«В Пензе – вся история России.
Вся ее таинственная даль…»
Смотрите также:
- Главные уроки. О чем спросили министра образования читатели «Аиф-Пенза» →
- Битва за инвалидность. Как преодолеть бюрократическое равнодушие →
- Утро позитива. Кому «не слабо» ездить на работу на велосипеде →