В День памяти политических репрессий у памятника «Покаяние» собрались десятки пензенцев. Они поминали своих безвинно пострадавших родственников. Почему здесь на улице Московской у дома № 86 в центре города? Все просто: раньше тут находился один из самых красивых храмов - апостолов Петра и Павла, разрушенный в 1930-е годы.
Назначить заложников
Официально подтвержденных мест расстрелов в Пензе нет, хотя многие старожилы рассказывали, где совершались казни. Это и подвал бывшего здания ЧК в среднем квартале улицы Московской, и храм Воскресения Христова на улице Рабочий порядок, и тот же Петропавловский собор, в подвале которого, по утверждениям местных историков, приводились в исполнение смертные приговоры сталинских троек.
Хотя репрессии начались гораздо раньше. Еще 1 марта 1918 года в протоколе губисполкома «О продовольственной милиции» есть строки «Много бывает заявлений крестьян, куда прибывает милиция. Были случаи плохого поведения отдельных личностей. А общее поведение сносное и даже одобрительное. Тактика их такова: объявление деревни на военном положении - этим самым они брали население в свои руки и предупреждали от более серьезных эксцессов. Продовольственной комиссии нужно действовать более решительно, даже допускать расстрелы». И они допускали. Чего стоят события, связанные с «красной фурией» Евгенией Бош. Правда, кровавым событиям в губернии предшествовала телеграмма Ленина (от 11. 08. 1918 г.) председателю местного губкома РКП(б) Е. Бош, секретарю губкома В. Кураеву и председателю Пензенского губисполкома А. Минкину: «Повесить (непременно повесить, дабы народ видел) не меньше 100 заведомых кулаков, богатеев, кровопийц. Опубликовать их имена. Отнять у них весь хлеб. Назначить заложников. Сделать так, чтобы на сотни верст кругом народ видел, трепетал, знал, кричал: душат и задушат кровопийц-кулаков. Телеграфируйте получение и исполнение. Ваш Ленин. P.S. Найдите людей потверже». (В.И. Ленин. «Неизвестные документы», 1999 г.)
Когда 5 августа 1918 г. в селе Кучки из-за того, что Питерский продотряд начал забирать хлеб и другие продукты, крестьяне схватились за винтовки. Были убиты семеро рабочих и пятеро местных. Мятеж против советской власти перекинулся на соседние волости. На усмирение восставших губком РКП(б) направил особый отряд во главе с Абрамом Буздесом, в составе коего была и «интернациональная часть», которой руководил «красный чех» Славояр Частеком. В результате были расстреляны 13 участников восстания, в том числе священник. А вот Иван Егоров, проводивший следствие, был убит полтора месяца спустя во время бунта заключенных во дворе пензенской тюрьмы 23 сентября 1918 г.
А в ночь с 18 на 19 августа вспыхнул мятеж левых эсеров в Чембаре, который возглавил уездный военком Шильцев. На его подавление был направлен все тот же отряд. 20 августа на заседании Пензенского губисполкома его председатель Минкин докладывал: «Ввиду того, что в губернии было несколько восстаний, точно провести в жизнь приказы тов. Ленина нам не удалось. Тов. Бош сообщила об этом в центр, обвиняя меня в излишней мягкости и чуть-ли не в саботаже. Тов. Ленин с ее слов также обвинил меня в бездействии». А когда 30 августа 1918 г. во время митинга на заводе Михельсона в Москве Ленин был ранен, пензенский губком РКП(б) постановил расстрелять несколько арестованных белогвардейцев.
Пензенский концлагерь
Мало кто знает, но один из первых в Советском Союзе концлагерей появился в Пензе. Находился он на территории бывшего кирпичного завода (почти напротив нынешнего спорткомплекса «Рубин»). «Много сидело крестьян - губерния была сельскохозяйственная, ну а дальше дворяне, люди духовного звания, цеховые, дети офицеров, жандармов, священников, рабочие», - писал в свое время краевед Вячеслав Карпов.
В Пензе уже несколько лет режиссером-документалистом Светланой Старостиной проводится кинофестиваль «Мужская роль», посвященный памяти великого актера немого кино, нашего земляка Ивана Мозжухина. Одним из заключенных концлагеря был Алексей Мозжухин, переведенный туда из тюрьмы на должность помощника делопроизводителя хозчасти с окладом 1750 рублей. Много это или мало? К примеру, на миллион рублей можно было купить 12 коробков спичек. Алексею Мозжухину был назначен срок «до окончания гражданской войны» - как бывшему офицеру царской армии, но уже в июле его забрали из лагеря в штаб Красной армии, нуждающейся в военспецах. За что же еще сидели? За усмирение крестьян в 1905 году, контрреволюционную деятельность, шпионаж в пользу белогвардейцев - срок до окончания гражданской войны. Картежная игра - 1 год, воровство и хулиганство - 3 года, продажа двадцати листов кровельного железа - 5 лет. А 21 февраля 1921 года сюда привезли несколько десятков бывших махновцев.
Из отчета коменданта лагеря: «Некоторые заключенные, особенно крестьяне Керенского уезда, четыре месяца не меняли белье и «даже совсем облезли». Cо времени открытия лагеря врач ни разу не являлся, а фельдшера не было назначено вовсе. В лагере отсутствовало «обмундирование для заключенных» - верхнее белье. За неимением лошадей сначала доставляли продукты на самих заключенных и, только спустя некоторое время, Губчека выделила лагерю лошадь во временное пользование. Через 2 года и 1 месяц после пензенский лагерь принудительного труда был переведен в Моршанск».
Храм и Сосновка
Казни в бывшем храме Воскресения Христова, переделанного под пересыльную тюрьму, начались уже в 1930-е. О том, что здесь расстреляли ни один десяток узников, пензяки узнали еще в середине 1970-х, когда рядышком началось строительство гаражей. Из грунта выкапывали скелеты, в черепах которых зияли пулевые отверстия.
Преподаватель ПГПУ Олег Александрович Барсуков рассказывал, что в 1918-м «...расстрелянных хоронили в сосновом лесу в Ахунах. Почва там песчаная, не требует больших усилий для рытья могил. Однажды его мама, в ту пору еще молодая девушка, возвращалась из города на дачу. Дорога шла между соснами. Вдруг она увидела, что на обочине дороги из свежевскопанного песка торчит рука. Пальцы слегка шевелились. Разгребая песок, девушка помогла освободиться из могилы студенту, у которого была огнестрельная рана. Он и объяснил, что здесь только что захоронили расстрелянных, а ему повезло. Молодого человека спасли и выходили».
А старожил Кордона Сурка Иван Осипович Кистин вспоминал, что расстрелы «политических» проходили в районе озера Калашный Затон, где сегодня находится поселок Сосновка. Сюда по ночам на грузовиках привозили осужденных и заставляли копать себе могилы. А потом приводили в исполнение смертные приговоры. Есть и много других свидетельств этим злодеяниям.
«Подтверждение тому найденный нами в архиве ответ Губчека на просьбу строительной организации вернуть им лопаты, - читаем в книге «Политические репрессии в Пензе» (автор-составитель Т. Я. Алфертьева). - Ответ гласит, что вернуть орудия труда нет возможности, так как они утеряны людьми, производившими в Ахунах захоронение расстрелянных. В архиве УФСБ хранится около 16 тысяч дел, по которым проходят более 24 тысяч граждан, репрессированных по политическим мотивам. Значительная часть из них приговорена к высшей мере наказания. Приговор приведен в исполнение. И быть не может, что места приведения официального приговора неизвестны спецслужбам. Пора указать эти места. Пора поставить памятные знаки на могилах репрессированных - убитых или умерших в местах лишения свободы. Пора назвать каждое имя».