«Величайшая реконструкция нашего времени», «Самая сложная модернизация» – такие характеристики давали работам по расширению тоннеля под железной дорогой у Бакунинского моста. Схожие эпитеты продолжают употреблять, но по другому поводу. Перекрытие одной из главных транспортных артерий рядом с улицей Ерик привело к мощнейшему транспортному коллапсу Пензы. По иронии судьбы он практически совпал с повышением платы за проезд.
Все путём?
Тоннель под железной дорогой в районе Горбатова переулка, как никакой другой объект инфраструктуры, десятилетиями стимулировал народное творчество. Сооружение прозвали «мостом Винни-Пуха» из-за того, что там постоянно застревали большегрузы. О пробках, которые выстраивались перед ним, сочиняли анекдоты: проезд, в котором было всего по одной полосе в каждую сторону, давно не справлялся с нагрузкой. Тоннель хотели расширять. Но чтобы строители начали работы, Бакунинский мост пришлось закрыть. И началось.
«До работы доезжал за 15 минут, теперь только на ул. Измайлова стою полтора часа. Все путём?» – подсчитывали потерянное время автомобилисты.
Те, кто добирался на общественном транспорте, оказались более эмоциональными.
«На каком основании сделали вывод, что такой большой район, начиная от нефтебазы, Нахаловки, должен обслуживаться несколькими маршрутками Заречного? Если я примерно проживаю в районе Суходольной, 47, то получается, ближайшая остановка – это ул. Свободы, 64. Расстояние составляет 1,7 км. Почему мои дети должны столько идти до маршрутки?» – недоумевал один из пользователей.
«Чтобы уехать с Маяка, нужно ночь не спать, тогда получится влезть в первый автобус. Власть, вы что, ждёте, чтобы люди вышли на забастовку?!» – продолжали возмущаться пензенцы.
«Может, отменим реконструкцию ж/д моста? Лучше давайте раз в неделю фуру доставать!» – то ли в шутку, то ли всерьёз предлагали жители региона.
Все происходящее трудно назвать неожиданностью.
Затормозили
«Прежде чем проводить большую реконструкцию на участке дороги, надо сначала подготовить объездные и подъездные пути. Их подготовили?» – спрашивает социолог Анатолий Бодров.
Готовили. Работы по модернизации перекрёстка улиц Измайлова и Антонова закончили ещё летом. Но проблему с пробками это окончательно не решило.
На улице Кураева запретили стоянку, но затор образовался в другом месте: на Сурском мосту не успели закончить ремонтные работы и одна полоса осталась перекрытой.
Модернизировать развязку на Ахунском переезде, через который жители попытались выехать на улицу Чаадаева, даже не будут пытаться. Слишком сложно и дорого.
Дорогу между улицами Измайлова и Антонова еще не достроили, здесь споткнулись о сквер Семейный. «Почему сначала для нас сделали этот сквер, а потом решили его вырубить под проезжую часть?» - летом и весной возмущались горожане. Чтобы не тормозить на этом участке, городским властям можно было бы продумать свои шаги заранее. Но не получилось.
Кто увеличивает пробку?
Пытались подстраховаться и в сфере пассажирских перевозок. Всю неделю до закрытия Бакунинского моста пензенцам рассказывали, как изменятся маршруты. Вот только машин на всех не хватило. А муниципальные троллейбусы в этом районе вовсе не ходят, и пускать их туда не планируют.
Но и здесь создавшийся коллапс трудно назвать сюрпризом. Ещё осенью пензенцы жаловались в Сети, что перестали ездить машины по маршруту № 24, они проезжали через Нахаловку. Региональное Министерство цифрового развития тогда поясняло, что перевозчик прекратил работу. Замену ему так и не нашли.
«На 2025 год у нас есть планы по реанимированию данного маршрута. Планируется сделать подвозящий маршрут, перевести его на регулирование, но это при условии доведения бюджетного финансирования», – рассказала директор ГКУ «Организатор перевозок Пензенской области» Лариса Панкова.
Ещё до закрытия Бакунинского моста горожане обращали внимание, что не хватает машин на маршруте № 93, работающем в Ахунах.
«Чем больше машин мы выведем на маршрут, тем длиннее станет пробка. Проблему с вывозом это не решит», – утверждала Лариса Панкова. «Чтобы добраться до работы, люди едут не на автобусах, а на личных авто, это пробку не увеличивает?» – язвили горожане.
Подсчитать всех
Решить вопрос с пассажирскими перевозками помогли бы зареченские автобусы. Уже заявлено, что маршрут № 101 сначала пойдет по улице Измайлова, а потом – через Сурский мост.
«То есть сначала он соберёт одну пробку, а потом другую?» – критиковали предложения властей жители закрытого города. По данным МП «Автотранс», теперь от проходной до конечной остановки вместо 50 минут машина едет 1 час 20 минут.
«Не трогайте наши автобусы, нам самим не хватает», – возмущались зареченцы. Пензенцы и не трогают. Просто не могут тронуть. Транспорт идёт мимо них, набитый битком, свободные места только на крыше. Ещё в прошлом месяце заявили, что число зареченских автобусов сокращается. Официально – из-за того, что заболело много водителей. Но новый руководитель автотранспортного предприятия утверждал, что основная проблема – в низкой зарплате.
Почему зареченские автобусы, принадлежащие муниципальному предприятию, раньше не перевели на регулируемый тариф?
«Найти тех, кто перевозил бы пассажиров из Нахаловки, на самом деле тяжело, этот маршрут не самый «денежный», – обращает внимание Анатолий Бодров. – Чтобы перевозчикам было выгодно работать на таких направлениях, надо переводить их на регулируемые тарифы. А это связано с тратами из бюджета. Здесь необходимо знать характеристики пассажиропотока. А кто его измеряет? Пензастат на основе чего данные подаёт? На основе информации перевозчиков? Это называется «точный подсчёт»? Должны быть преду-смотрены льготные категории граждан. А кто считал, сколько детей, пенсионеров, то есть категорий, которые могут являться льготными, ездят на автобусах и в маршрутках? С этой задачей объективно справились бы валидаторы. На основе их точных данных можно говорить о регулируемых тарифах. Это должно было являться частью транспортной реформы».
Но валидаторы есть не у всех, а там, где есть, они не всегда работают.
Наверное, нужно было всей этой ситуации взорваться, чтобы накопившиеся проблемы наконец-то решились. Время для работ над ошибками имеется – Бакунинский мост закрыли на 2 года
Комментарий
Директор МП «Автотранс» Заречного Эдуард Кузовков:
– У нас хватает машин, но недостаточно людей: вместо 90 водителей в штате числится всего 50 человек. В результате мы выполняем по одному маршруту не 30 рейсов, а только 19. Сейчас стараемся найти резервы для того, чтобы пустить дополнительные машины в район Маяка и Нахаловки.
Почему предприятие до сих пор не было переведено на регулируемые тарифы? Это главный вопрос, который я задал, вновь став руководителем предприятия. Сейчас достигнута договорённость, чтобы уже с нового года мы работали по регулируемым тарифам. Это позволит нормализовать ситуацию с зарплатой и в итоге – с набором водителей, количеством машин на линиях. Рассматриваем варианты пустить рейсы в новые районы: в Ахуны через Ахунскую проходную, к аграрному университету. Это уже давно назрело.