На прошлой неделе на Первом канале озвучили, ни много ни мало, фейк о Пензенской области. В передаче известного и любимого публикой тележурналиста Дмитрия Крылова «Непутевые заметки» прозвучала … небылица. И связана она со арт-объектом, находящимся в Пензе.
Суворов ошибся?
Видеоряд с видами центра города. Приятный голос ведущего.
«Чудесная скульптура «Пензяк толстопятый» раскрывает историю столь странного названия жителей Пензы. Кто не в курсе - рассказываю. Сверх-сверхсекретные документы спецхрана, а я был первым и единственным их читателем, убедительно свидетельствуют, что при переходе через Альпы в 1799 году все солдаты натёрли ноги в кровь. Все, кроме выходцев из Пензы. Почему? А потому, сударыни, и, отчасти, судари, что они надели носки с двойной пяткой, которые вязали в их краях. И когда Александр Васильевич Суворов, которого направили через горную Швейцарию для усмирения французских революционеров, узнал об этом, то воскликнул: «Ну и молодцы, пензяки толстопятые!» - вот такой текст прозвучал в передаче Дмитрия Крылова.
Прекрасная история, если не знать, что всё озвученное – фейк, который не так давно развенчали краеведы.
Кстати, «мифичность» сюжета о пензяке толстопятом подтверждал в интервью «АиФ»-Пенза» и Герман Феоктистов, автор скульптуры, стоящей в центре Пензы.
Красивый, нарядный, плетёный
Но откуда тогда появилось прозвище «толстопятые», которое употреблял в стихах поэт Анатолий Мариенгоф?
Где сердце?
В суете ль проклятой?
(Неужто ж я такая дрянь.)
Мила ли:
Пенза, толстопятая
И косопузая Рязань?..
А объяснение, по словам краеведов, в другом. В XIX веке важной отраслью было… лаптеплетение. Не стоит думать, что лапти считались обувью бедняков. Они могли быть нарядными, с красивым узором. Лапти, которые плелись в Пензенской области, отличались от тех, что делали в других губерниях.
«Убирать, сносить объекты или скульптуры, которые сделаны на основе выдуманных или не существовавших историй? На мой взгляд, можно закрыть и убрать, но это явно не путь развития. Гораздо правильней разобраться, в чём несоответствие, и разъяснить его. А от работы мастера нужно избавляться только в том случае, если само произведение некрасиво, несёт в себе негативный посыл или направлено против общегуманных ценностей. В других случаях – нет!» - резюмирует заслуженный художник России Юрий Ткаченко.
Читайте нас в Telegram-канале «АиФ-Пенза», социальных сетях «ВКонтакте», «Одноклассники», на канале Яндекс.Дзен.