Дети квартала Луи
Когда Мария Львова-Белова едет по городу и видит на улице инвалида-колясочника, который уверенно двигается в толпе, то невольно испытывает восхищение. Вот ведь – выехал! Молодец какой! Пенза хоть и столица региона, но колясочников на многолюдных улицах здесь увидишь редко. Однако стоит ей подобраться поближе к смельчаку, как Мария вновь убеждается в ошибке: «А, это мои!»
Мария Львова-Белова – председатель общественной благотворительной организации «Благовест», создавшей «Квартал Луи» - удивительное место, где инвалидам внушают уверенность в собственных силах. Задача проекта – адаптировать ребят к городской среде, а заодно научить общество считать колясочников равными членами социума.
Кварталу Луи уже 9 месяцев. «Благовест» выполнил главные задачи, поставленные себе на первое время – выкупил дом, где расположен «Квартал» и вывез своих подопечных на море.
«Если честно, в реальность поездки до последнего верилось с трудом, все упиралось в финансы и доступность, - рассказывает руководитель «Благовеста» Мария Львова-Белова. – К тому же, путешествие началось с досадного эпизода. В вагоне для инвалидов не работал подъемник. Студентов пришлось поднимать на руках на полутораметровую высоту. Хорошо, что они ехали в сопровождении волонтеров».
Удивило, что в вагоне для инвалидов всего одно специализированное двухместное купе. В нем разместились Ваня Пчельников и Женя Немцов. А вот девочкам – Тане Кононовой и Лене Трошиной - пришлось ехать в обычном купе. Они самые легкие, и волонтерам их было легче всего носить на руках. Ведь в проходе обычного вагона коляске не развернуться. Не обошлось и без комментариев бестактных пассажиров.
Зато Паралимпийская деревня, в которой поселились обитатели «Квартала Луи», только радовала. Там пандусы во всех зданиях, широкие коридоры без порогов, удобные санитарные комнаты, умывальники и выключатели, расположенные на уровне рук колясочника, двери в коридорах открываются автоматически. В большой лифтовой кабине одновременно умещались все четыре коляски.
На обратной дороге тоже не обошлось без приключений. Старый вагон для инвалидов хоть и был оснащен кондиционером, но система электроснабжения работала таким образом, что приходилось выбирать – либо свет, либо охлаждение. В конце пути перестало работать и то, и другое.
Курс на Австрию
По словам Марии, которая выезжая за границу, обращала особе внимание на то, как живется там инвалидам, за образец можно брать Австрию.
«К примеру, там курсируют автобусы, которые подъезжая к остановке, немного наклоняются, - рассказывает она. - Не знаю, как это сделано технически, но одно колесо просто убирается. Дальше - все экскаваторы едут без лестниц, там дорожки. Рядом со всеми магазинами есть пандусы. В Австрии заботятся не только о людях с особенностями здоровья, но и мамах с колясками и пожилых людях. Они там действительно живут. России еще до такой доступности еще расти и расти».
Российское общество еще морально не доросло до того, чтобы понять и принять инвалидов. Больше всего неприятных моментов обитателям «Квартала Луи» доставляют, как это ни странно, таксисты. Ребята очень часто пользуются этим видом транспорта, так как практически не сидят дома. И каждый раз, подъезжая к машине, сжимаются от переживаний того, что сейчас им скажут: возьмут или нет, устроят скандал по поводу коляски, просто развернутся и уедут, или еще чего лучше скажут: « Где ваш сопровождающий?» Ну как тут объяснишь, что они совершенно обычные люди, а коляска – просто неотъемлемая часть их жизни?
Лишь недавно «Благовесту» удалось заключить соглашение с одной из городских служб такси. Там проинструктировали свой персонал о правилах поведения с людьми с ограниченными возможностями здоровья.
«А однажды наших ребят не пустили на танцпол в ночном клубе, - говорит Мария. - Объяснили это тем, что с ними не было сопровождающих. В связи со всеми подобными случаями у нас родилась идея. Мы хотим стать ревизорами в части проверки доступной среды Пензы. Просто будем посещать общественные места, и смотреть, доступны ли таким людям, как наши «кварталовцы». Самым достойным «конкурсантам» будем вручать сертификаты. Цель – создание карты доступности Пензенской области».
Необычное кафе
Сумма ежемесячных трат в «Квартале Луи» составляет 116 тысяч рублей. 30 тысяч ребята вносят самостоятельно – 5 тысяч – на питание. Тысяча – на коммунальные платежи, плюс на зарплату водителя, куратора
Лена Трошина скоро поедет в Тулу на операцию, на это тоже нужны средства. Но зато прогнозы самые оптимистичные – она может встать на ноги.
А недавно в «Квартале» появилась новая студентка – Катя Дементьева, выпускница Нижнеломовского дома-интерната для детей с физическими недостатками. Уже разработан план ее будущих перспектив: поданы документы в губернский лицей в 10 класс, начинается обучение на курсах по английскому языку и компьютерной грамотности.
«Сейчас мы готовимся к открытию «Арт-холла», - делится планами Львова-Белова. – Это объединение людей, где будут работать ребята с особенностями здоровья. Но мы хотим, чтобы туда приходили обычные люди. В холле будет мини-кинотеатр, бариста. Возможно, даже будем привозить бизнес-тренеров. А для того, чтобы все были наравне, часть стульев мы хотим заменить инвалидными колясками. Это будет элемент декора, возможность почувствовать себя в образе безграничного человека, а главное - сломать стереотип о том, что сесть в инвалидную коляску заразно».
Уроки жизни
Вопрос о том, что до сих пор заставляет Марию удивляться, хотя она много лет работает с инвалидами, не ставит главу фонда «Благовест» в тупик: «То, что от перемены названия ничего не меняется. Так, с 1 сентября Спасский детский дом и Неверкинский детский дом будут преобразованы в муниципальные учреждения. Но дети-сироты в них также продолжат жить. Удивляет отношение к ним. Мой приемный сын недавно уехал учиться в Санкт-Петербург. И когда он там подавал заявление в учебное заведение, в приемной комиссии ему ответили: «Ой, от вас, сирот, столько хлопот!» Хотя, может быть, вместо этого стоило помочь?»
Удивляет и то, что сирот в детских домах абсолютно не учат ориентироваться в жизни. Когда они выходят из стен бюджетного учреждения, им дают на руки определенную сумму денег, которая годами копилась на банковском счете. И они все эти деньги, как правило, быстро прогуливают.
Мария считает, что такой подход нужно пересматривать. Сам «Благовест» не так давно тоже провел оптимизацию, видоизменив несколько благотворительных программ.
«Были большие затраты и маленькая отдача. Мы провели мониторинг, и поняли, что, например, мамы, которые нуждаются в помощи, за ней не обращаются. Обращаются те, для кого иждивенчество привычный образ жизни. Они могут одновременно обратиться за помощью в 3-4 благотворительных фонда, и так жить. Мы не отказываемся помогать, но нужен какой-то другой подход. Сейчас, например, у нас появились новые правила. Мы помогаем продуктами питания, одеждой, памперсами, но только не деньгами».
Смотрите также:
- Мечты о русской Барселоне. Как многодетная мама делает мир добрее →
- Миссия добра. Пензячка еще в детстве решила помогать другим →
- Город будущего. Пенза на заре глобальной перестройки →