Вопрос с присвоением пензенскому аэропорту международного статуса закрыт на неопределенный срок. Вместо этого руководство области приняло решение заняться его капитальной реконструкцией. Как долго она продлится? Откроются ли новые направления перелетов? От чего зависит цена билета, и что нужно сделать, чтобы она не била по карманам пененцев? Об этом и многом другом корреспондент «АиФ-Пенза» поговорил с директором пензенского аэропорта Юрием Осколковым.
Возвращение блудных компаний
- Юрий Иванович, почему пензенкий аэропорт не может стать международным?
Кроме того, существует требование - в радиусе 500 км не должно быть другого международного аэропорта. У нас в эту зону попадают Самара, Ульяновск, Нижний Новгород и Саратов.
Но самая главная, на мой взгляд, сложность – обеспечить необходимый пассажиропоток. Три года назад мы проводили исследование и выяснили, что только 6% жителей нашей области имеют загранпаспорта. Это очень мало. Особенно если учесть то, что за границу люди летают, как правило, не регулярно, а раз в 1-2 года. Конечно, сейчас этот показатель наверняка вырос. Но вряд ли намного.
Ну и не стоит забывать о том, что поддержание международного статуса требует огромных финансовых затрат. Я не могу озвучить конкретные цифры, но речь идет о сотнях миллионов ежегодно. Пока таких денег ни у нас, ни в бюджете региона нет.
В итоге было принято решение работу в этом направлении приостановить и заняться реконструкцией аэропорта - построить новый терминал, нарастить пассажиропоток. А там уже можно будет поговорить и о международном статусе.
- Несколько лет назад, давая интервью одному из местных изданий, вы констатировали, что пассажирские авиаперевозки в Пензе не пользуются большой популярностью, и самолеты летают полупустыми. Сейчас что-то изменилось?
- Да, ситуация изменилась в корне. В 2015 году мы перевезли 95 700 пассажиров. В 2016 - 106 000. В первом полугодии 2017 - 53 500. Я думаю, главный фактор роста - более доступная, по сравнению с предыдущими периодами, цена билета. Раньше у нас круглогодично работал один «Руслайн». Соответственно, он мог диктовать ценовую политику. Но не так давно к нам на постоянной основе зашли Саратовские и Ижевские авиалинии, к концу лета зайдет «S7», планирует вернуться «ЮТэйр». Скорее всего, вернется «Авиа менеджмент групп», которая летала по субсидиям. Соответственно, повысится конкуренция. Нам уже говорят: «Ну как же так? Мы с вами так давно сотрудничаем, а вы взяли и пустили конкурента!». Ну а что мы можем поделать? Это нормальная работа - в интересах людей, а не компаний.
Сейчас у нас самыми дорогими остаются вечерние рейсы. Цены на них начинаются от шести тысяч - как раз из-за того, что обеспечивает их одна компания «Руслайн». Но с приходом «S7» мы этот вопрос, я думаю, тоже уладим.
- Как формируется цена билета? Участвует ли в этом аэропорт?
- Цену билета устанавливает авиакомпания. Она зависит от наличия конкурентов, протяженности маршрута и так далее. Аэропорт здесь ничего не решает.
Если говорить в сравнении, то на маршруте «Москва-Самара», например, цена билетов начинается от 11 и доходит до 56 тысяч. Если взять раскладку цен по регионам, то мы там находимся далеко не на первом месте.
Мнимая экономия
- Какие направления пользуются у пензенцев наибольшей популярностью?
- Самое популярное - это, конечно, столица. Казань тоже очень популярна. На Санкт-Петербург пассажиропоток идет стабильный, не слишком высокий, но и не слишком низкий - самолеты идут загруженные на 70-75 %. Наименьшей популярностью пользуются региональные перевозки - в Нижний Новгород, в Ижевск и так далее.
- Не планируется ли открыть новые направления?
- Да, безусловно. Скажу вам первым: в ближайшее время к нам зайдет новая московская авиакомпания «Семаргл». Ее борта будут летать в Сочи, причем не только летом, как другие наши «южные» перевозчики, а круглый год, включая зиму. Впервые с Советского времени.
Кроме того, прорабатываются направления «Пенза - Минеральные воды - Баку» и «Пенза - Екатеринбург». Но вот с Минеральными водами, я думаю, придется сложнее всего. Это направление авиакомпании, мягко говоря, не любят. Дело в том, что раньше туда летало много людей, которые брали билеты по требованию. И авиакомпании могли ждать оплату за эти билеты годами. То есть, рейсы выполнены, все работы выполнены, зарплата людям выплачена, а денег нет. Сейчас разрешили рассчитываться наличными, но, что называется, «осадок остался». И в Минводы авиакомпании летают неохотно. То же самое с Екатеринбургом.
- Многих интересует, зайдут ли к нам лоукостеры - бюджетные авиакомпании со сниженной стоимостью билета. И, в частности, популярная в столице «Победа».
- «Победа», по большому счету, не является лоукостером. Да, у нее достаточно низкая цена билета. Но зато список дополнительных платных услуг занимает три страницы. Заплати за это, заплати за то - в итоге набегает сумма даже больше, чем у других авиакомпаний. К тому же «Победа» использует «Боинги», а у нас пока нет возможности ни принимать их, ни заполнять. Поэтому сотрудничать с этой авиакомпанией для нас на данный момент нецелесообразно.
Перебор с «импортом»
- На каких самолетах сегодня работают авиаперевозчики? На отечественных или импортных?
- К сожалению, на импортных. Я говорю «к сожалению», потому что отечественные разработки им, в сущности, ничем не уступают. А по некоторым параметрам даже превосходят. Вот, например, Саратовские авиалинии у нас используют АН-148. Он более вместительный, чем, скажем, популярный в последнее время SRJ, у него более просторный салон, более высокая скорость. Даже сидения в салоне удобнее. Но производство АН-148 недавно свернули. Есть сертификат на ТУ-334. Но эта модель вообще не выпускается.
Те воздушные суда, которые закупаются за рубежом, как правило, уже имеют определенную степенью износа. А поменять их на отечественные возможности нет - просто потому что отечественные не выпускают и не продают. Это еще с девяностых годов пошло. Как тогда наша авиапромышленность пришла в упадок, так она до сих пор и не оправилась.
- Вы сказали, что закупленные самолеты уже имеют износ. Это опасно для пассажиров?
- Правильнее было бы сказать не «износ», а «стаж». Самолеты имеют допуск, они надежны, но они старые. SRJ, например, на которых ходит большинство наших перевозчиков, 2006-2008 года выпуска. Отсюда - частые неполадки, ремонт. Вы же знаете, что ни один самолет не выйдет на рейс, пока его не проверят. Если был выявлен какой-то дефект, самолет отправляют на ремонт. На рейс в этом случае должно выйти резервное судно, но запасныхбортов попросту нет - где-то нет денег, чтобы закупить резерв, где-то на этом экономят. Отсюда задержки рейсов. Я могу сказать, что у нас большая часть задержек - порядка 80 % - происходит именно по техническим причинам.
- В заключении расскажите о концепции реконструкции. Каким будет обновленный аэропорт?
- Это будет новое двухэтажное здание с отдельной парковкой для инвалидов, с подъездом для общественного транспорта и платной стоянкой. Когда мы разрабатывали концепцию, то опирались на потребности, условно, четырех групп клиентов - обычных пассажиров, людей с ограниченными возможностями, матерей с детьми и VIP-персон. Соответственно, для каждой из этих групп будут предусмотрены свои необходимые удобства. Для инвалидов - отдельный вход, пандусы, большой медицинский блок. Для пассажиров с детьми - комната матери и ребенка с игровым залом, спальнями и прачечной.
Сейчас у нас разрабатывается проект, потом его отправят на экспертизу, которая продлится ориентировочно до октября. После в бюджет региона будут заложены средства на строительство. Сколько оно потребует, я сказать пока не могу. По срокам тоже все не до конца ясно - будут торги между подрядчиками - но, я думаю, за год-полтора мы все закончим.
Смотрите также:
- Трудности роста. Что мешает нашим ученым догнать зарубежных коллег →
- Не жалеть себя. На ком в Пензе держится адаптивный спорт →
- Альтруизм жив! О терапевтах, интернете и критиканстве →