74-й за газом. Пензенцы застряли в очередях на техобслуживание ВКГО

Владлена Курылева / АиФ

«Давно таких очередей не видела, прямо детство вспомнила»,«Неужели нельзя это было организовать как-то по другому?»–так читатели «АиФ»-Пенза» описывали свои мысли и чувства после заключения договора на обслуживание ВКГО. С 1 января следить за плитами и котлами в домах и квартирах имеет право только газораспределительная организация. В регионе их всего четыре. А в Пензе – одна.

   
   

Одна на всех

Нововведения заработали после изменения в законодательстве. Кто-то их даже не заметит. Например, в районах обслуживанием ВКГО и до этого занимались газораспределительные организации, желающих конкурировать с ними оказалось немного. А вот в Пензе ситуация была другая. Газовые службы, как они себя называли, плодились каждый год, отбивали друг у друга клиентов, демпинговали цены. А самые ушлые использовали приёмы, напоминающие мошенничество.

Нередко в одном доме квартиры обслуживали разные фирмы. Этот бардак решили пресечь с 1 сентября 2023 года. И теперь весь город должен заключать договоры только с одной организацией – АО «Газпром газораспределение Пенза». Тем, кто это ещё не сделал, оформить договор надо, согласно федеральному законодательству, до 1 февраля 2024 года.

Документы можно подписать или в филиалах самой компании, или через МФЦ.

Корреспондент «АиФ»-Пенза» решил лично проверить, действительно ли там выстроились длинные очереди.

В режиме ожидания

В МФЦ на улице Богданова – тишь и благодать. Этому удивляются даже сотрудники учреждения: ни очередей, ни возмущения. Сотрудник редакции взял талончик на заключение договора, его очередь пришла через три минуты. Даже посидеть и отдохнуть не успел.

   
   

«По газовому вопросу у нас, дай бог, 10 человек за день наберётся. Что очень странно, так как проблема актуальная. Очередей у нас из-за этого нет», –подтвердила ведущий специалист Оксана Подельщикова.

Удивляться можно, но не нужно: МФЦ на Богданова находится не в самом густонаселённом районе. Другое дело – Арбеково. В филиале «Газпрома газораспределение Пенза»на Рахманинова, 1а атмосфера совсем другая.

В 14:00 корреспондент «АиФ»-Пенза» увидел 10 человек, ожидающих приёма. А электронный талонпоказал, что в этот момент в очереди находятся 74 (!) человека. Указали и примерное время ожидания: более 30 мин. Но насчёт него были большие сомнения: некоторые посетители признавались, что сидели с утра!

Вот такой талончик получил на Рахманинова 1а корреспондент penza.aif.ru Фото: АиФ/ Никита Ломсков

«Я пришёл сюда в 11 часов, уже 3 часа жду. У меня талон номер 62, но у меня есть ещё один. Мужчина, стоявший впереди, не стал ждать и отдал мне свой талон номер 40, поэтому надеюсь, что меня примут пораньше. А так половина очереди ушла к обеду, не дождались, – рассказывает один из посетителей Никита Беляев.

Его собратья по несчастью пожаловались и на ещё одну проблему. В самом здании очень сложно найти перечень нужных документов для договора. Из-за этого человек рискует простоять в очереди, а потом обнаружить, что он забыл бумажку, без которой договор с ним не заключат. А значит, придётся приходить ещё раз и опять ждать.

Можно ли отказаться от очередей и заключения новых договоров? Можно, но тогда, как в известном фильме, отключат газ.

Уведомления с неполучением

80-летняя пенсионерка изБековоуже второй год пытается доказать, что от газа её отключили незаконно. На суде она указывала: договор на обслуживание ВКГО заключила в 2016 году на пять лет. В 2021 году во время пандемии находилась на самоизоляции, перезаключить договор не могла. Газораспределительная организация утверждала, что высылала ей в декабре 2021-гозаказное письмо с предложением продлить обслуживание, но оно вернулось обратно. Женщина уверяла: она его не получала. До неё дошло только уведомление об отключении 16 апреля 2022-го. Пока она якобы собиралась дойти до газовой службы, 29 апреля у неё отключили газ. Пенсионерка была в шоке. Но доказать в суде свою правоту пока не может, женщина надеется, что кассационная жалоба будет рассмотрена в её пользу.

Член общественного совета при региональном министерстве ЖКХ и ГЗН Владимир Лощинин:
«Согласно изменениям в законодательстве договор на обслуживание ВКГО является публичным. Список работ, которые необходимо проводить по договору, определен законом. Получатели услуг известны – это собственники жилья. Цена также указан законодательством. В этом случае, на мой взгляд, можно было бы выстроить взаимоотношение так же, как с регоператором по вывозу мусора. Он работает по договору оферты, индивидуально с каждым жильцом его не подписывает, только высылает квитанции. Тогда бы и не было таких мучений».

У пензенцев есть возможность избежать и очередей, и отключения. Они могут организовать общее собрание собственников жилья и на нём выбрать лицо, которое будет от их имени заключать договоры на техническое обслуживание ВКГО в многоэтажке. Этим лицом может быть управляющая компания, ТСЖ и т. д. Только собираться и организовываться у нас жильцы не очень торопятся, а здесь и времени в обрез.

Об оплате, личном кабинете и оферте

На вопросы читателей penza.aif.ru отвечает АО «Газпром газораспределение Пенза».

- Жители Пензы жалуются на то, что им приходится стоять в очередях, чтобы заключить договор на обслуживание ВКГО. Что делает ваша организация, чтобы исправить ситуацию?

– АО «Газпром газораспределение Пенза» увеличило численность сотрудников в Единых центрах предоставления услуг, наши специалисты работают в выходные, совершают поквартирные обходы с целью заключения договоров, также заключены договоры с МФЦ города Пензы и области в г. Никольске, г.Н.Ломове, г.Каменке, г.Сердобске, где можно подать документы на заключение/перезаключение договора на ТО ВДГО/ВКГО.

- Граждане жалуются, что их заставляют предъявлять СНИЛСы и ИНН для заключения договора. А зачем нужны такие документы?

– В соответствии с Правилами пользования газом… (утв. постановлением Правительства РФ от 14 мая 2013 г. № 410) заявителю для заключения договора необходимо подать:

  • заявку (оферту) в письменной форме, которая должна содержать, в том числе информацию о заявителе, для гражданина – это фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, место жительства, реквизиты основного документа, удостоверяющего личность,
  • страховой номер индивидуального лицевого счёта,
  • идентификационный номер налогоплательщика.

Согласно пункту 19 Правил №410 к заявке (оферте) для заявителя-гражданина, имеющего намеренность заключить договор о техническом обслуживании внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме, прилагаются следующие обязательные документы:

  • копия основного документа, удостоверяющего личность (паспорт);
  • документ, подтверждающий право собственности на помещение в многоквартирном доме, в котором расположено внутриквартирное газовое оборудование.

Заявителем также предоставляются следующие документы, в случае их наличия:

  • документы, подтверждающие состав внутриквартирного газового оборудования и соответствие входящего в него оборудования нормативным техническим требованиям (технические паспорта, сертификаты соответствия и др.),
  • документы, содержащие дату опломбирования прибора учёта газа изготовителем или организацией, осуществлявшей его последнюю поверку, а также установленный срок проведения очередной поверки.

Заявитель вправе представить одновременно оригиналы и копии документов, после сверки при приёме заявки (оферты) с приложенными к ней документами идентичности копии и оригинала документа, оригинал возвращается заявителю.

- Какова плата (по договору) за обслуживание ВКГО?

– Отметим, заключение/перезаключение договора БЕСПЛАТНО. Оплата производится после выполнения работ специализированной организацией технического обслуживания ВДГО/ВКГО.

Стоимость технического обслуживания ВКГО будет зависеть от установленного в вашей квартире газового оборудования, (количества, мощности). Расценки определяются АО «Газпром газораспределение Пенза» в соответствии с Методическими указаниями по расчёту размера платы за техническое обслуживание внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме, а также за техническое обслуживание внутридомового газового оборудования в жилом доме, утверждёнными приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 29 мая 2023 г. № 387/пр.

- Почему нет реквизитов для оплаты за обслуживание ВКГО? Почему нельзя создать личный кабинет для оплаты? Возможно ли в личном кабинете предоставить гражданам возможность дистанционно подписать договор на обслуживание ВКГО?

– Правила №410 устанавливают порядок и условия заключения, изменения и расторжения договора… о техническом обслуживании ВКГО в многоквартирном доме, договора о техническом обслуживании ВДГО в жилом доме (домовладении), которые не содержат процедуру заключения таких договоров дистанционно.

Согласно п. 28 Правил № 410 подписанный со стороны специализированной организации договор в двух экземплярах направляется заявителю почтовым отправлением с уведомлением о вручении. При этом в силу п. 29 Правил № 410 оба экземпляра полученного от специализированной организации договора подписываются заявителем, один из которых, уже, будучи подписанным обеими сторонами, возвращается заявителем в адрес специализированной организации.