Разоблачая фейки. Учитель и поисковик о штрафбатах, зарплате и отмене ЕГЭ

Ирина Акишина / АиФ

Новый учебный год начался с вопросов. С вопросов о новых предметах, новых программах, об изменениях в ЕГЭ. А еще у школьников не заканчиваются вопросы на темы, которые, казалось бы, давно оговорены, но сейчас получают другое звучание. Так, накануне годовщины победы в Великой Отечественной не утихают споры об этой войне и о других последовавших за ней сражениях. 

   
   

В школе № 221 Заречного организовали музей, он был признан лучшим в регионе. В небольшой комнате нашлось место для экспозиции о выпускниках школы, участвовавших в СВО, о горожанах, служивших в Чечне и Афганистане. Больше всего места отведено экспонатам, рассказывающим о Великой Отечественной. 

В этом музее можно надеть гимнастерку, копию той, что носили фронтовики, подержать муляж противотанкового ружья. А еще здесь можно спорить. 

О чем спрашивают нынешние школьники? Что им отвечают? Об этом penza.aif.ru рассказал учитель истории школы № 221 Заречного, победитель различных конкурсов Илья Мурылев. Значительную часть экспонатов для музея он привез из поисковых экспедиций, в которых участвовал.

Досье
Илья Мурылев Заместитель директора школы, учитель истории, руководитель школьного музея «Солдат войну не выбирает», член регионального совета Поискового движения России в Пензенской области. Дипломант Всероссийского конкурса профессионального мастерства работников сферы дополнительного образования «Сердце отдаю детям», призер Всероссийского конкурса педагогических работников «Воспитать человека», призер областного этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России». Кандидат на Премию народного признания «Новые созидатели – 2024».

Пулеметчиков бы не хватило

Ирина Акишина, penza.aif.ru: Илья Валерьевич, а вы не боитесь вопросов детей об истории? Сейчас, например, в Интернете есть много невероятной информации о Великой Отечественной войне…

Илья Мурылев: Это хорошо, когда ребята вопросы задают, значит, их тема интересует. И это нормально, когда ученики спорят с учителем, тогда они тему урока на всю жизнь запомнят. Ребята не виноваты в том, что у них возникают вопросы, у них формируется картина мира. Надо доказывать им свою точку зрения, приводить факты.  

   
   

А фейков на самом деле много. Один из них такой: мол, с нашей стороны воевали чуть ли не одни штрафбаты, и в атаку они шли, потому что за ними стояли заградотряды. Да, и штрафбаты, и заградотряды существовали. Мы в этом году во время поисковой экспедиции нашли останки бойца, им оказался старшина СМЕРШ из заградотряда, он получил медаль «За отвагу». 

Но 99% подвигов совершали солдаты регулярных частей, за которыми пулеметчик не стоял. Мы проводили раскопки в местах, где велись бои в 1941 году, и там находили останки непогребённых солдат, они лежали в воронках, траншеях с оружием в руках. Умирали, но не сдавались, никаких заградотрядов там не было. В армию было призвано более 10 млн человек, на всех пулеметчиков бы не хватило. 

В этом году мы работали в Белоруссии, на месте, где началась операция «Багратион». Немцы ожидали здесь нападения. Нашим солдатам нужно было подняться из окопов и под огнём атаковать позиции противника. Это были очень смелые люди. Они шли в бой, потому что ими двигало величайшее чувство ответственности. 

Пулемет Максим в школьном музее Ильи Мурылева - лишь копия настоящего оружия. Но он особенно притягивает к себе школьников. Фото: АиФ

- Вот сейчас детям в сети рассказывают: народ бился, потому что его демобилизовали и погнали на фронт. А так, может быть, не все и пошли бы. 

- Местные жители в Белоруссии, в Орловской области, где мы проводили раскопки, до сих пор помнят, как жестоко вели себя гитлеровцы на захваченных территориях. Те, кто шёл на фронт, это знали. 

В Белоруссии во время одной из экспедиций мы нашли обломки самолёта времён Великой Отечественной, останки лётчика. В деревне, находившейся неподалёку, смогли отыскать жителя, пережившего войну, он рассказал, что тогда произошло. Сначала над деревней пролетел немецкий самолёт, потом появился ИЛ-2, завязался бой. Когда у нашего лётчика закончились боеприпасы, он пошёл на таран. А ведь мог бы улететь, он имел на это право, потому что расстрелял боекомплект. Но выбрал другой путь. И у него в кабине пулеметчик из заградотряда не сидел.

Мы попытались определить имя пилота, казалось, что это легко: думали, что только один самолёт упал на том участке в тот период времени. А потом выяснилось, что в том районе за ту неделю упало двадцать ИЛ-2. Такие жестокие шли бои.

- Можете согласиться с тем, что нынешнее подрастающее поколение – потерянное?

- У нас была экспедиция в Карелию, где шли бои в 1942 году, в тех местах снимали фильм «А зори здесь тихие...»  Раскопки там вести нелегко, земля каменистая. Среди нас было трое взрослых и 12 старшеклассников, студентов первого курса. Мы нашли захоронение с десятью бойцами, думали закончить работы на следующий день, но в новостях сообщили о штормовом предупреждении. И мы понимали, что если уйдём, то останки зальёт, и невозможно будет определить, где и кто лежит. Мы посовещались, ни на кого не давили. Вместе приняли решение, что будем работать до последнего. Этот раскоп доделывали до двух часов ночи, пока всех бойцов не достали. В лагерь шли уставшие, каждый нёс с собой пакет с останками бойца. На следующий день гроза прошла мимо, но никто из ребят не сказал, что мы зря трудились всю ночь. 

Илья Мурылев признается. что поисковые экспедиции для него - лучший отдых. Фото: Предоставлено героем публикации

Это чувство ответственности тяжело сейчас воспитать, у нас почти не осталось ветеранов войны, в семьях не всегда помнят о Великой Отечественной. Я в своём классе собирал книгу памяти, так из 28 человек прислали информацию только 12. Остальные не знают о своих воевавших родственниках. Родители не знают, что тогда требовать от детей.

- Мы потеряли память…

- Да, мы на самом деле не осознаём, какой ценой нас досталась победа. 27 млн человек погибло во время войны. Вот чего стоила нам независимость нашей страны.  

О гречке и ковиде

- Вам никогда не хотелось переписать учебник истории? Учителя нередко не согласны с тем, что там печатают. 

- Учебник –  это не догма, это руководство к действию, он часто скучный. Чтобы ребят заинтересовать, я использую, например, личные истории. Мы смеялись, когда во время ковида наше старшее поколение бросилось скупать гречку. А такое поведение будет понятно, если спросить наших бабушек, что происходило в 90-е. Они пришли в 1993 году в магазин, а там цены выросли в 40 раз. А зарплату не подняли. И тогда становится совсем не смешно.

Очень любят ребята, когда мы изучаем личность Ивана Грозного, его взаимоотношения с сыном. Почему царь стал таким тираном? А мы рассматриваем его детство и видим:  отец умер, мать отравили, бояре над мальчиком издевались. Первая любимая жена Ивана, Анастасия, при которой и были проведены реформы в стране, погибла. Каким он мог ещё быть? Дети на такие примеры откликаются.

А ещё родину нужно протопать ножками. Я ходил с ребятами в поход до Сурского оборонительного рубежа у Кичкилейки (его строили во время Великой Отечественной войны). Посещал с ними места у Селиксы, где находилась 37-я дивизия. Были и на Золотарёвском городище, разрушенном в средневековье монголами. Когда подростки видят вживую историю, они лучше её понимают.  

Элитарное образование

- Только ли уровень зарплаты виноват в этом, что учителей не хватает?

- У нас, когда пытаются решить проблемы школы, обычно говорят: дело не только в зарплате. Утверждают: надо фильмы снимать, конкурсы для учителей проводить. А пусть попробуют хотя бы раз начать с денег. Чтобы иметь достойную зарплату, вместо 18 часов в неделю мы обычно ведем под 25-30 часов. А еще подготовка к урокам, проверка тетрадей, классное руководство, родительские собрания, ВПР, ОГЭ, ЕГЭ, олимпиады… Это тяжело. 

Времени на индивидуальную работу с учеником очень мало, и сил уже нет. Так и появляются репетиторы.  

Для учителей это вынужденная мера. Репетиторство – по большей части рутина. А вот урок в классе – это всегда интересно, это каждый раз новое представление.

- Высшее образование становится элитарным?

- Да, оно становится дорогим. Чтобы поступить на «бюджет», нужны очень высокие баллы. Для этого необходимо, чтобы ребёнок был максимально мотивирован. Такие ребята есть, в прошлом году мой ученик набрал 92 балла по истории, поступил на «бюджет» без всяких репетиторов. 

- ЕГЭ стоит отменять?

- Нет. В этом году мне не понравилась позиция некоторых политиков, которые из-за случая с мальчиком, который покончил жизнь самоубийством после ЕГЭ, потребовали отменить экзамен. Та трагедия произошла не из-за ЕГЭ, а из-за того, что в нужный момент рядом с подростком не нашлось близких людей, которые бы его поддержали.  ЕГЭ – самый адекватный экзамен, который может быть сейчас в стране. Опять возвращаться к вступительным испытаниям в вузах? У меня есть сомнение в том, что члены приёмной комиссии будут объективны. Здесь возникают большие коррупционные риски. Сейчас дети из нашей школы набирают баллы и поступают в самые престижные вузы страны. 

- Какого предмета не хватает в школе?

- Нам хватает предметов. Каждый предмет при нужном подходе может раскрыть способности ребенка и дать ему нужный запас знаний для жизни. Нужно только продолжить работу по созданию условий для профессионального роста учителей и обеспечить педагогам достойные условия труда!