Дело студента. Поступления в вуз доводят целевиков-медиков до суда

Кадр из сериала

Новый учебный год начался в том числе и в вузах. Планы набора на бюджетные места пензенские университеты выполнили на 100 процентов. Какие направления подготовки стали самыми популярными в ходе приёмной кампании? Почему учёба доводит студентов до суда?

   
   

Айтишники в топе

В ПГУ высоким спросом у поступающих пользовались IТ-специальности. Например, информатика и вычислительная техника. Только по общему конкурсу, без учета целевиков и льготников, на бюджетные места на это направление зачислено 77 абитуриентов. Все ребята - с высокими баллами. 

«Ещё одним топовым направлением стала программная инженерия, –  прокомментировала руководитель пресс-службы ПГУ Наталья Толкачева. – Здесь по общему конкурсу на бюджет было 33 места. Конкурс оказался высоким: максимальный балл – 286, минимальный проходной балл – 256».

Специальности, связанные с IT, стали популярными и в ПензГТУ.

«На направление  «Информационные системы и технологии» было подано 498 заявлений на 63 бюджетных места, на «Информатику и вычислительную технику» 431 заявление на 25 бюджетных мест», – сообщил ответственный секретарь приёмной комиссии ПензГТУ Валерий Люсев.

И даже в ПГУАС, несмотря на строительный профиль вуза, IT-специальности тоже в лидерах: на 56 бюджетных мест - 433 заявления.

Такой интерес во многом обусловлен мерами господдержки. Это и отсрочка от призыва в армию, и льготная ипотека с максимальной ставкой в 5 %. 

   
   

А будет ли работа?

На сегодня, только по данным портала hh.ru, на предприятия и в частные компании Пензы требуется более 200 программистов. Программисту-разработчику готовы платить от 150 тысяч рублей. Но есть нюансы.

«Вуз вряд ли сможет подготовить специалиста таким образом, чтобы тот сразу полноценно мог справляться с задачами, которые ставит перед ним работодатель, - пояснил руководитель компании  CodeInside Максим Семенкин. - Так, в нашей компании выпускнику понадобится от полугода до года, чтобы стать самостоятельным специалистом в области IT». 

Максим Семенкин поддерживает взаимодействие своего бизнеса и учебных заведений посредством  выполнения совместных научно-исследовательских и практических работ. «Так процесс адаптации студентов проходит быстрее, а навыки, полученные в вузе, подкрепляются практикой», – уверен руководитель компании CodeInside.

Кому нужны  гарантии

Некоторые компании предпочитают целенаправленно готовить кадры. 
Так, 130 абитуриентов зачислены по целевой квоте в медицинский институт ПГУ. Запрос на медиков сделало в основном Министерство здравоохранения Пензенской области - врачей, как и в прошлые годы, не хватает. 

Резко увеличилось количество целевиков в аграрном секторе. 

«В регионе компании сельскохозяйственного профиля остро нуждаются в профессиональных кадрах», - отметил ректор ПГАУ Олег Кухарев.  81 студент в этом году будет обучаться в аграрном университете в рамках целевого набора. В прошлом году таких было 27. 

Есть целевики и среди инженерных кадров и программистов. 69 абитуриентов зачислены по целевой квоте в политехнический институт ПГУ.

«Мы ежегодно заключаем с вузами договоры о целевом обучении студентов. Так мы гарантированно получим нужных нам специалистов, - пояснил кадровик одного из пензенских НИИ Сергей Семенчев. - В этом году больше десяти человек будут заниматься в рамках целевого обучения по договорам с нашим предприятием. Но вузы не очень охотно связываются с целевиками.  Есть большие риски: студент может не доучиться или не захочет отрабатывать. Тогда включаются штрафные санкции. А это проблема для всех трёх сторон договора целевого обучения: предприятие бесполезно потратит деньги, вуз лишится студента, самому студенту, а скорее, его семье, придётся выплачивать неустойку».

Пока среди тех целевиков, с кого по суду взыскивают стоимость обучения, особенно часто встречаются студенты мединститута. Одного из них обязали выплатить 363 тысячи рублей. Для поступления на специальность «Лечебное дело» он заключил договор с региональным минздравом. Но, не доучившись, перевёлся на первый курс специальности «Судебная и прокурорская деятельность». Студентам-медикам нередко выгоднее заплатить неустойку, чем идти на те места и зарплаты, которые предлагают выпускникам.

Фото: АиФ/ Владлена Курылева

У нас не учат

Свой подход к целевой подготовке кадров у генерального директора ООО «Автодорога» Татьяны Недопекиной. Она предпочитает направлять на обучение в ПГУАС своих же работников по интересующему её профилю подготовки. И это уже не в рамках целевой квоты, а по договорам повышения квалификации. В этом году, к примеру, получили дипломы три её работника, освоив в вузе особенности мостостроения. Почему так? 

«У вуза свои планы и программы, и они не всегда совпадают с нашими запросами. ПГУАС выпускает в основном специалистов общего строительного направления. А для нас, дорожников, мало готовят специалистов. На мостовые направления вообще не обучают в Пензе»,  – делится Татьяна Недопекина. 

Нестыковки между вузами и работодателями, по мнению Максима Семенкина, возникают из-за того, что в регионе либо нет комплексной программы подготовки профессиональных кадров, либо она не работает. Выстраивать взаимодействие нужно на всех уровнях. И начинать следует со школьников. 

Правила меняются

В этом году были введены новые правила целевого набора в вузы. По словам работодателей, заинтересованных в целевой подготовке кадров, многое осталось непонятным. Самое неудобное новшество, в частности, связано с подачей заявок работодателями  на портале «Работа в России». Только после этого абитуриент может участвовать  в общем конкурсе на целевые места. Работодатели с новыми условиями толком не разобрались. 

«Я думаю, что разрушение горизонтальных связей ничего хорошего не сулит, - считает заведующий кафедрой «Технологии и оборудование машиностроения» ПГУ Александр Зверовщиков. -  Раньше предприятие могло выбрать конкретный вуз и конкретного студента для обучения. Так же поступал и студент, выбирая для себя и вуз, и параллельно предприятие. Мы в свою очередь понимали, кого учим и для кого. У нас уже наработанные связи с пензенскими предприятиями. А теперь при видимой прозрачности и равенстве мы не будем понимать, кого мы готовим и для каких задач, потому что просто не будет возможности в приемлемые сроки перестроить учебный процесс под специфику технологий и конструкций тех работодателей, которых выберут абитуриенты для целевого обучения через портал «Работа России». Еще одно новшество негативно скажется на целевом наборе. По новым правилам, договор о целевом обучении  нужно заключать после  зачисления студента в вуз. В этом случае вузы могут попасть в неприятную ситуацию, когда студент,  к примеру, зачисляется по целевому набору, а потом он просто передумывает  – не приходит и не заключает договор. Тогда у вуза остаётся свободным бюджетное место, и он не выполняет план. Но есть и полезные изменения. 

Раньше целевики могли подавать заявления сразу на несколько направлений подготовки и соответственно заключить несколько договоров. Поступив, они могли расторгнуть остальные договоры. Теперь целевик вправе  выбрать лишь одно направление по целевой квоте».