Считать и пересчитывать
Обоснованность предельного тарифа на пассажирские перевозки в Пензе перепроверяли несколько раз. Даже после окончательного вердикта регионального управления по регулированию тарифов и энергосбережению, когда новые расценки уже действовали – пересчитывали снова, по поручению главы региона. Врио губернатора Пензенской области Иван Белозерцев попросил еще раз оценить экономическую обоснованность новых цен на билеты. Потому что, как отметил сам Иван Александрович на одном из оперативных совещаний в областном правительстве, никаких положительных сдвигов в организации пассажирских перевозок после подорожания не замечено.
Масла в огонь подлило заявление работников троллейбусного депо. Глава города Виктор Кувайцев прибыл в разорившуюся организацию, находящуюся в процедуре конкурсного управления, несколько по другому вопросу – приехал по поручению врио губернатора разбираться в жалобе на невыплату зарплаты, но в разговоре с коллективом опять встала тема платы за проезд.
Водители, кондукторы и ремонтники троллейбусного депо, чья зарплата вошла в новый тариф (и говорят, что ее действительно повысили примерно на 15 процентов – вот только выплачивают с задержками), обратились к главе города с просьбой снизить цену на билеты. Объясняют работники электротранспорта свою мысль просто – если проезд подешевеет, увеличиться пассажиропоток, от которого напрямую зависит их дневная выработка.
Однако вопрос не решить, просто в очередной раз переписав ценники, считает глава города. В Пензе скопился целый комплекс проблем, преодолеть которые можно только планомерной работой.
Концептуальное решение
«Если в динамике понижение платы за проезд действительно поможет увеличить сборы – это хорошее пожелание, а если этого не произойдет – это ляжет дополнительной нагрузкой на городской бюджет, и большой вопрос, сможет ли он ее выдержать, - говорит глава города Пензы Виктор Кувайцев. – Нужно просчитать все варианты, при которых наполняемость общественного транспорта может увеличиться. К примеру, проверить, насколько логичны существующие городские маршруты. Там, где автобусы, троллейбусы и маршрутные такси дублируют друг друга, схему движения стоит пересмотреть».
По мнению главы города, в Пензе существует глобальная проблема – отсутствие конкуренции в сфере пассажирских перевозок. А раз так – никто не будет улучшать качество, поскольку монополисты отрасли не заинтересованы в том, чтобы пассажиры «голосовали рублем». И так поедут, никуда не денутся. Отсюда – и неудобные маршрутки, плотно набитые в часы пик, и водители, пренебрегающие правилами дорожного движения, и маршруты, которыми никто не хочет заниматься.
«Нужна планомерная работа, - подчеркивает глава города. – Решение проблемы займет не один год, но начинать стоит уже сейчас. Ставку нужно делать на автобусы большой вместимости. С пассажиропотоком они справятся, не переживайте. От маршрутных такси тоже отказываться не стоит, но 800 машин в день, которые сегодня ежедневно выходят на городские улицы – это перебор. К тому же многие маршруты фактически дублируют друг друга. Водители обгоняют и подрезают друг друга, стараясь перехватить стоящих на остановке пассажиров, в то время как до отдельных районов Пензы добраться на общественном транспорте невозможно. Можно взять за образец опыт Казани, Владимира и Нижнего Новгорода, где маршрутки ходят до так называемых «присоединенных территорий», то есть городских окраин, причем рейсы подстраиваются под пассажиропоток – чтобы всем было максимально удобно».
Изменение маршрутов и графика движения позволит, по мнению Виктора Кувайцева, разгрузить пензенские дороги, для которых «пробки» в начале и конце рабочего дня, увы, уже стали повседневным явлением. Кроме того, необходима реконструкция дорожной сети – с выделением отдельной полосы под общественный транспорт, работой «зеленой волны» светофоров, регулированием потоков в часы пик. А также - с устройством стоянок и жестким запретом парковаться на проезжей части, чтобы ничего не мешало движению.
Закрывать для общественного и личного транспорта центр Пензы, как это неоднократно предлагалось в рамках борьбы с заторами, глава города не видит смысла. Он считает, что это будет говорить о неспособности местной власти решить проблему. В идеале нужно, чтобы проехать можно было в любую часть города, не простаивая в «пробках», никому не мешая и имея возможность припарковаться в удобном месте. Тогда можно будет считать, что в Пензе организованно цивилизованное дорожное движение.
Стремление к идеалу
Примеры того, как можно наладить эту работу, не нужно искать очень далеко. Например, в Казани по единому проездному билету можно ездить на всех видах общественного транспорта ( автобусы, троллейбусы, метро), но там совсем другой уровень сервиса, до которого пензенским перевозчикам расти и расти.
«Нужно решать эту проблему, пусть с боем и нервами, - считает глава города Виктор Кувайцев. – У Пензы нет будущего, нет возможности развития, если у руководства города не будет реальной возможности влиять на социальную сферу».
Сейчас вышел 220 федеральный закон, регулирующий пассажирские перевозки, идет проработка его деталей. Возможно, после разграничения полномочий муниципалитетов и региона, Пензе удастся решить и другие наболевшие транспортные вопросы, вроде организации дачных перевозок и отправки детей в загородные лагеря. У областного бюджета возможностей на порядок больше. По словам Виктора Кувайцева, взаимодействие между администрацией г.Пензы и областным правительством налажено, и сейчас – самый удобный момент, чтобы начать поступательное движение по возвращению городу муниципального транспорта.
Смотрите также:
- Бизнес, импортозамещение, Заречный. Тезисы губернаторского инвест-послания →
- Выше среднего. Как улучшить инвест-привлекательность региона →
- Заморозке не подлежат. Почему рост тарифов неизбежен →