Доказывать делом. Многодетный священник восстанавливает сельский храм

Небесные покровители

Всего 15 назад никто даже и предположить не мог, что выпускник Суворовского и авиационного училищ Андрей Фадеев, человек, работающий в коммерческой сфере, станет священнослужителем.

   
   

«Так получилось, - рассказывает отец Андрей. -  В конце 90-х годов я пришел со своими вопросами к одному священнику. Неожиданно наше знакомство превратилось в некую систему обучения. Когда я посещал богословские курсы в Успенском соборе, один из преподавателей, глядя на мои пейджер и визитки, поинтересовался: «Кто же тебя вымолил?» В ответ я лишь пожал плечами. Когда человека рукополагают в сан, это обычно связано с каким-то днем - к примеру, какого-то святого, которого очень чтят в семье. У меня такой даты не было, а рукоположение свершилось 9 декабря. И когда спустя 5-6 лет я начал служить в Малой Сердобе, неожиданно узнал, что Свято-Тихвинский университет выложил информацию о репрессиях. Так вот - приговор четырем клирикам малосердобинского храма был приведен в исполнение 9 декабря 1937 года».

Отец Андрей говорит, что хотя после развала Советского Союза в военной части под Саратовом ему приходилось буквально голодать ( курсантов кормили тухлыми яйцами и рисовой кашей из просроченной крупы, оставшимися на складах), зато образование он получил очень хорошее. Знание физики и математики помогло потом восстановиться в Политехническом университете, сдавать экзамены вовремя.

Вообще жизнь заставляет Андрея Фадеева все время осваивать новые навыки. Протоиерей говорит, что это участь любого священника. Так, у него есть опыт строительства деревянного Никольского храма в Малой Сердобе, а сейчас он занимается возведением каменного храма Николая Чудотворца в Шемышейке, взамен уничтоженного большевиками.

Храм Николая Чудотворца в Шемышейке начали строить еще в 90-х. Фото: АиФ

Пока в селе богослужения идут в здании бывшего Дворца культуры, который в 90-е годы власть отдала под молельный дом. Есть легенда, что клуб строили, используя стены разрушенной церкви.

Тогда же, 20 лет назад, рядом стали возводить и кирпичный храм Николая Чудотворца. Но стройка  активизировалась лишь в последние два года. Зато, если она продолжится в таком темпе, как сейчас, то года через два храм распахнет свои двери для прихожан. Он станет первой церковью, возведенной в Шемышейке с 30-х годов прошлого столетия. На месте предыдущего сейчас стоит памятник Владимиру Ленину.

О селе и семье

Два месяца назад батюшка с семьей переехал жить в город, но служит по-прежнему в селе. По его мнению, городская и деревенская ментальность жителей Пензенской области заметно различается.

   
   

«Во-первых, сельские жители консервативны – им мало слов, - говорит отец Андрей. - Ты можешь быть хорошим человеком, хорошим священником. Но если твои дети не ходят в тот же самый садик, что и их, на тот же базар, что и они, то ты можешь даже лоб расшибить, но это будет твоей личной верой. Селянина это может не тронуть. Ему нужно доказывать делом. В селе служение более открытое, есть пословица: «У попа даже стены стеклянные». В городе все иначе. Твоих детей и жену никто не замечает среди прихожан».

Детей у протоиерея Фадеева пятеро. В многодетности нет ничего страшного, говорит он супружеским парам, боящимся брать на себя эту ответственность.

«Вот малодетность – это проблема, - утверждает отец семейства. - Есть много положительных примеров, когда из многодетных семей выходили люди настолько глубоко социализированные и добивающиеся успехов, что это уже стало правилом. Моя месячная зарплата меньше 20 тысяч рублей. Когда я с семьей переехал жить в город, то даже не ожидал, что нас ждут такие траты. В селе многих забот мы просто не замечали. А теперь, что ни день, то новый счет: из детского сада, школы».

Фадеевы живут по правилам советских времен: младшие донашивают одежду за старшими, помогают также друзья и знакомые.

«Однажды друг, молодой отец, с волнением рассказывал, что на ребенка уйдет много денег, - вспоминает отец Андрей. - «Давай попроще, - посоветовал я ему. – Супругу можно забрать из роддома, не нанимая видео-оператора, на своей машине. А, допустим, свою же кроватку можно достать с чердака».

Государство помогает многодетной семье выплатой детских пособий. Путевок в лагеря и санатории Фадеевым ни разу не предлагали. Кроме того, мать пятерых детей имеет право на получение медали «Материнская доблесть» первой степени. После ее получения можно пользоваться льготами ветерана труда - в денежном эквиваленте это полторы тысячи рублей и возможность в 50 лет выйти на пенсию.

«Мы с супругой познакомились в 12 лет, - рассказывает священник. - Сначала поддерживали дружеские отношения. Этот брак позволил сформироваться в равных условиях. Мы воспринимаем себя как единое целое. Современная семья создается на чувстве любви, а в идеале должна строиться не на чувствах молодого поколения, а на благословении родителей. Увы, когда заканчиваются чувства, союз недолговечен. Ведь любовь - это состояние духа, а не чувства».

Найти ответы

Протоиерей приводит статистику: чем выше уровень гуманитарного образования в обществе, тем выше степень его религиозности. Если в какие-то периоды становится наоборот, меняется и отношение к религии – СССР в этом плане очень показателен.

«Любая религия ставит перед собой задачу побороть смерть, - говорит священник. - Если ты не нашел ответы на жизненные вопросы, то чем бы ты не наполнял жизнь: строил дома, растил детей, сажал деревья, занимался искусством – все это не может оправдать твое существование, рано или поздно ты потеряешься. Я видел много разбившихся судеб. Когда дети вырастают, человек теряется: мужчины нередко начинают пить, у женщин свои причуды – в нашем обществе это распространенная тенденция. Осмысление своего существования приходит именно с религией».

Досье
Протоиерей Андрей Фадеев. Родился в 1974 году в Пензе. Учился в Казанском Суворовское военное училище, Сызранском высшем военном авиационном училище, Саратовской семинарии, духовной академии в Санкт-Петербурге. С 2001 года служит в Пензенской епархии.

Смотрите также: