Архитектор Лев Ходос на свободе. Но фемида до сих пор считает его виновным в том, что он передавал взятку при строительстве здания областного суда. А архитектор продолжает утверждать, что взятки не было. Интересны детали этого дела, они показывают, как работает строительная отрасль.
Ничего экстраординарного
Дело Льва Ходоса было громким с самого начала: известного в Пензе архитектора задерживала ФСБ. Следствие утверждало: Ходоса поймали с поличным в августе 2020 года, когда через него генподрядчик ( руководитель строительной фирмы «Евростандарт» ) передавал 1,5 млн рублей госчиновнику – заместителю начальника Управления Судебного департамента Пензенской области Алексею Ивашкову. Полная сумма взятки – 6,7 млн руб. Позднее в суде следствие докажет: эти деньги был заплачены за то, чтобы получить дорогой госконтракт (его сумма приближалась к 800 млн рублей), а потом без нареканий получать от заказчика акты выполненных работ. А еще для того, чтобы половину заказа выполняла фирмы, где руководителем был сын архитектора.
Суд посчитал, что Лев Ходос и Алексей Ивашков виновны. Госчиновник получил 8,5 лет лишения свободы, Ходос – 7,5 лет. И невероятный для Пензенской области штраф – 67 млн рублей. Позднее апелляционная инстанция наказание ужесточила: Ходосу повысили штраф до 82 млн рублей.
29 августа, как пояснили в Ленинском районном суде г. Саранска, было частично удовлетворено ходатайство адвоката Ходоса и в результате принято решение, что осужденный больше не может отбывать наказание в местах лишения свободы в связи с тяжелой болезнью. «Еще на стадии следствие его здоровье пошатнулось, а после суда лишь ухудшилось», - пояснили его близкие.
Эту новость, особенно после условного срока, вынесенного экс-министру культуры и туризма региона Татьяны Курдовой, пензенцы долго обсуждали.

«Состояние, близкое к отчаянию»
Как следует из приговора суда, Лев Ходос с привлечением своих специалистов помогал в составлении технических документов для обеспечения победы на аукционе. В распоряжении penza.aif.ru оказалась речь, которую Лев Ходос готовил для выступления в суде. Он признавал, что предложил участвовать «Евростандарт» в строительстве здания областного суда, но утверждал: ни о каких откатах или взятках речь не шла. С этой строительной фирмой он и раньше сотрудничал и проблем с компаньоном не испытывал. В результате «Евростандарт» стал генподрядчиком, фирма сына Ходоса - субподрядчиком у него. Но во время строительства здания областного суда, ситуация якобы поменялась. Оба осужденных на процессе свою вину отрицали. Ходос утверждал: его оговорил гендиректор «Евростандарта», потому что «не хотел самостоятельно нести ответственность за невыполнение работ».
«Многие позиции, от которых мы ожидали получения прибыли, оказались совсем не такими рентабельными, как мы считали в начале, а нередко и вовсе убыточными. Так, мы понесли убытки не только при возведении монолитного железобетонного каркаса и кирпичной кладки стен, но и при выполнении земляных работ, приобретении плит перекрытия, а также при поставке части инженерного оборудования здания, не предусмотренного проектом.
...В период с мая 2020 года стройка велась слишком медленно для своевременной сдачи.
Стройка перестала быть выгодной, какой изначально казалась. К концу лета 2020 у меня было состояние, близкое к полному отчаянию. Меня не оставляло ожидание финансовой катастрофы. Все признаки того, что П. меня обманет и не расплатится по своим долгам, были налицо», - указывает Лев Ходос.
Проблемы у «Евростандарта», похоже, и правда, были. В Заречном, как писали областные СМИ, не успели до изначально обозначенного срока закончить благоустройство парка, в котором компания была подрядчиком. А летом 2021 года ее называли уклонившейся от госконтракта по строительству школы в Чемодановке: конкурс фирма выиграла, но к работам так и не приступила. Сейчас «Евростандарт» находится в стадии банкротства. На сайте Арбитражного суда Пензенской области целый список дел, в которых кредиторы требуют вернуть им долги.
Отрицает Ходос и тот факт, что благодаря взятке Управление судебного департамента без нареканий принимало у строителей работу.
«В УСД имела место многоступенчатая система проверки. Кроме... надзорных органов, жесткий контроль за строительством вел Ростехнадзор – серьезный федеральный орган. «Беспроблемное подписание форм КС-2, КС-3» как утверждает П., не бывало никогда. Напротив, были одни проблемы и скандалы, налагались штрафы», - утверждал Лев Ходос. О том, что к генподрядчику претензии появились еще до ареста Льва Ходоса, подтверждали и в Управлении Судебного департамента Пензенской области. В ведомстве утверждают, что из-за нарушений выставлялись претензии и начислялись штрафы. Потом контракт и вовсе был расторгнут. Сообщалось, что генподрядчику из 765 млн рублей было перечислено более 90% от суммы. Сейчас фирма находится в реестре недобросовестных поставщиков.
Когда долгострой превратится в новостройку, непонятно. «Контракт на работы, которые бы завершили строительство, не заключен, финансирование в этом году не поступало», - прокомментировали информацию в Управлении судебного департамента.
Деньги были на зарплату?
Отрицал Лев Ходос и факт передачи взятки. Он утверждал: 1,5 млн рублей, переданные ему, шли на зарплату рабочим. Наличными для расчетов на таких стройках использовали часто.
«Да, это еще одна распространенная практика. Она часто применяется, когда речь идет о зарплате для строителей - уроженцев Средней Азии, Ближнего Зарубежья. Трудно сказать, когда эта практика прекратится, сейчас другие проблемы - таких работников не хватает», - продолжает Сергей Баронин.
Суд отверг доводы защиты. По его мнению, вина подтверждается в том числе аудио- видеозаписями, показания экспертов. В приговоре указано: сам факт того, что при строительстве были обнаружены дефекты, не влияют на правдивость показаний свидетеля обвинения. В России плохо выполненный заказ - не причина для того, чтобы не брать взятки.