Зимой 2022 года под Степановкой должно начаться строительство комплекса по обработке и захоронению мусора. Соглашение об этом на 1,35 млрд рублей было подписано еще в 2018 году. Обозначенный срок наступил, а динамичной стройки не видно. Зато активизировались местные жители.
Степановский мираж
На выходных перед Крещением активисты-экологи приехали в село Степановка Бессоновского района, на место, которое обозначили как площадку для мусорного полигона. Здесь появилась строительная техника: экскаваторы, тракторы. Прибывшие активисты переписали номера у техники, подали заявление в полицию. Узнать точно, чьи машины были в поле, не удалось. Но в пресс-службе УМВД РФ по Пензенской области сообщили, что разрешение на работы у гостей ыло.
21 января, когда на площадку приехал корреспондент «АиФ-Пенза», в чистом поле не оказалось ни одной машины, но снег был в следах от тракторных протекторов. Жители уверены: предприятие уже начали строить, тем более что рядом подвели электролинию. Почему экологи возмутились строительством объекта, решение о возведении которого, казалось, было принято давно? И почему строители похожи на невидимок: то ли возводят объект, то ли скрываются от сельчан?
Житель Степановки, представившийся дядей Толей, соглашается подвезти на старенькой «Ниве» до предполагаемого места строительства завода. По пути открывается вид на посадки и белоснежное поле.
«Конечно, все против завода, - рассказывает дядя Толя по дороге. - Кому понравится, если рядом мусорка?»
Из почти десятка жителей, набившихся в сельсовет, ни один не ответил «да» на вопрос: «Хотите ли видеть здесь мусороперерабатывающий завод?».
Местный житель Василий Фадеев работал главным агрономом в Степановке. Знает все поля села вдоль и поперек. Стоя у топографической карты в здании сельсовета, он начинает географический ликбез.
«Здесь завод, а рядом ручьи, которые идут в Степановку, - плавно проводит он линию ручкой на карте. - Здесь, вокруг завода, болота, в которых вода поднимается весной и попадает в несколько рек и грунтовые воды».
На карте в сельсовете на квадрате, отведенном под полигон, пусто. Однако на генплане, найденном на сайте муниципалитета, объекты уже стоят, а к ним обозначена дорога.
Жители видят угрозу не только деревне, но и всей области.
«Потом вода из этих речек идет в несколько небольших рек, а они уже впадают в реку Суру и оттуда в Сурское водохранилище! А это уже угроза области», - заключает Василий Фадеев.
В ожидании экспертизы
ООО «Маг Груп Пенза», которое будет строить перерабатывающий завод и полигон отходов производства и потребления, отбивается от критики. Здесь, ссылаясь на исследования пензенского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, утверждают, что на участке нет поверхностных водных объектов, а глубина до грунтовых вод достаточна, чтобы полигон не причинял вреда окружающей природе. Участок в Степановке, как утверждают в компании, - уже четвертый, предлагаемый им для строительства. Ранее отказывали из-за наличия ручьев, истока подземной реки, близости грунтовых вод, несоответствия законодательству размера полигона.
Казалось бы, все сомнения сельчан давно должны быть развеяны выводами экспертов. Но в декабре 2021 год местному жителю Василию Курочкину министерство ЖКХ и ГЗН по Пензенской области ответило, что стройка пока не идет из-за «отсутствия положительных экспертиз».Это же ведомство также подтвердило «АиФ-Пенза»: проекты ждут согласования. ООО «Маг Груп Пенза» сообщила, что экспертиза оценит масштабы воздействия объекта на компоненты окружающей среды и возможности реализации назначенной деятельности. Сроки, когда экспертизу проведут, ни министерство, ни «Маг Груп Пенза» не озвучили. А время поджимает. Не поэтому ли строители под Степановкой больше похожи на невидимок?
«Затраты на строительство и эксплуатацию объекта… будут включены в тариф на обработку и захоронение ТКО после ввода в эксплуатацию в 2023 году», - ранее сообщили в ООО «Маг Груп Пенза».
Учитывая, что за последние два года взлетели цены на строительные материалы, возможно, придется ждать повышения цен на «чистоту». Если экспертизы согласуют.