Хата за бугром. Что пензенцы могут потерять за рубежом

На днях жители Нижнего Ломова были шокированы постом своего земляка, бывшего директора ОАО «Фанерный завод «Власть труда» Николая Сибримова. Он выходил на митинги в Праге, где, судя по социальным сетям, сейчас живет. А двадцать лет назад Николай Иванович трудился главой администрации Нижнего Ломова. Наверное, неплохо зарабатывал на своем рабочем месте, если смог обосноваться в Чехии. «АиФ»-Пенза» задался вопросом: а у кого есть возможность уехать из России, имея недвижимость за пределами родины? И что еще пензенцы могут потерять из-за санкций?

   
   

Владельцы квартир и усадеб

На днях СМИ рассказывали о том, как у российского олигарха из-за санкций отобрали яхту и виллы. Такой собственности, как за этим российским бизнесменом, за пензенцами не числится. Но и им есть что терять. В первую очередь речь идет о народных избранниках.

Судя по отчетности депутатов Законодательного собрания региона, с 2012 по 2020 год никто из них не взял ни участка, ни квартиры дальше областного центра. Сельские депутаты тоже предпочитают отечественное. Зато выделяется Пензенская городская дума.

По данным от 2020 года, у жены самого богатого народного избранника Дмитрия Акимова в собственности квартира в Испании площадью 73,4 квадрата. У депутата прошлого созыва Сергея Лисовола в собственности участок в 306 квадратов, квартира в 84 квадратных метра и доля в квартире площадью 34 квадратных метра в Черногории. Кстати, квартира с таким же метражом в собственности у жены Лисовола. СМИ также высказывали предположения, что за рубежом есть недвижимость у экс-депутата Сергея Седова. Но документального подтверждения этому не нашлось.

В 2019 году СМИ писали о причастности к кипрским оффшорам фирмы избранного от Пензенской области депутата Госдумы Леонида Левина. Однако он всячески отрицал подобные факты. 

«Недвижимость в других странах может быть записана на близких родственников, имущество которых не указывается в декларации. Либо на доверенных лиц. В этом случае отследить принадлежность очень проблематично, только, разве что, по косвенным признакам. К примеру, депутат приезжает на заседание на BMW, а по документам ни у него, ни у жены нет транспортных средств», - подсказывает политтехнолог Ярослав Хабаров.

На фоне коллег из других городов пензенцы выглядят прямо-таки святыми.  Например, СМИ писали, что у семьи губернатора Ульяновской области Сергея Морозова в 2013 году оказалась квартира в Швейцарии, которую позже продали. У депутатов Рязанской области и Приморского края и их родных в декларациях указывалась недвижимость в Таиланде.

   
   

«В случае с участками и домами за рубежом они могут быть изъяты у владельцев, что произошло с яхтой Усманова, - комментирует произошедшее Ярослав Хабаров. – Однако, если собственность записана на местное доверенное лицо, то вопросов не возникнет».

О зарплате и учебе

Впрочем, санкции могут коснуться гораздо большего количества граждан. Омбудсмен Татьяна Москалькова обратилась в Совет Европы, требуя защитить права российских студентов: якобы после введения санкций их начали отчислять из европейских вузов. В последние годы на учебу за границу отправлялось немало и пензенских выпускников, ее стоимость нередко оказывалась не выше той, что предлагалась в России. Вернуть деньги за образование не всегда удастся.

«Обычно в договорах прописывается пункт, что в случае чрезвычайных или форс-мажорных ситуаций стороны не обязаны возмещать расходы. Спецоперация и введение санкций как раз являются таким обстоятельством. Следовательно, деньги вряд ли вернут», - подмечает юрист ассоциации потребителей Станислав Яшин.

Пока одни учились за границей, другие на нее работали. В первую очередь это касается IT-специалистов. Кроме того многие представители этой профессии уехали из сурского края на заработки в Кипр и Прибалтику.

«Пензенцы, работающие на удаленке на иностранные компании, теряют работу и вынуждены искать ее в России. Либо вынуждены релоцировать (перемещаться. – Корр.) в нейтральную страну, например, в Армению или Грузию. Наверняка, будут найдены обходные пути получения оплаты из Европы и Северной Америки за выполненную работу, но это будет временное решение, поскольку каждый день появляются новые санкционные ограничения. Также известны случаи закрытия представительств иностранных компаний в России. В этом случае они предлагают сотрудникам помощь в релокации, либо увольняют. Сложности с получением зарплаты испытывают также российские граждане, работающие на российские компании, но временно уехавшие работать за границу (Европа, Америка прежде всего). Если сотрудник получал зарплату в банке, попавшем под санкции, то он не сможет получить доступ к своему счету в стране, которая ввела санкции в отношении России», - рассказывает президент Ассоциации разработчиков программного обеспечения Пензенской области Максим Семенкин.

Бывший доцент кафедры «Экономическая теория и экономика АПК» ПГАУ Петр Позубенков:
«Возможно, у небольшого круга наших земляков есть и активы, и недвижимость, и они не включены в официальную декларацию, благодаря лазейкам в законе. Нужно, чтобы информацию о них имели правоохранительные органы. Дело не в моральном аспекте, мол, как патриоты могут держать деньги в швейцарском банке. Здесь важен экономический фактор: за эту недвижимость мы не получаем налоги, а средства со счетов идут мимо нашей экономики».