Эффект замены. Сможет ли Пензенская область пережить недостаток импорта

Романов Кирилл / АиФ

В пензенских торговых центрах сразу на нескольких отделах висят объявления: «Работа временно приостановлена». Это лишь один из примеров того, как отражаются на нашем регионе антироссийские санкции. Готовы ли мы заместить то, что завозили к нам с заморских берегов?

   
   

Везем котлы и пластик

Согласно отчету регионального министерства экономического развития и промышленности, больше всего товаров завозят в область из США, Германии, Италии, Франции и Китая. Импорт из этих пяти государств превышает весь объем импорта из стран СНГ и составляет почти две трети от общей суммы экспорта из стран дальнего зарубежья.

Самые крупные суммы регион тратил на покупку «котлов ядерных, реакторов, оборудования и механических устройств» и «двигателей внутреннего сгорания поршневых». Найти в открытых источниках, кто это все приобретал, не удалось.
Кроме этого, в Пензу ввозится немало продукции из пластмассы и полиэтилена.

«Если говорить про высокие технологии –  здесь есть проблемы. Возмещение импорта потребует вложений и времени», - задумывается заместитель председателя Пензенской торгово-промышленной палаты Владимир Паршин.

Не оголодаем?

Продуктов общего потребления мы импортируем не так и много. В основном это шоколад, какао и фрукты. Но радоваться рано.

«Большая часть техники, семян, кормов привозится из-за рубежа. Следовательно, можно ждать увеличения стоимости цен на продукты. И подорожают именно так называемый «борщевой набор» и масло. Сейчас у меня слетело два контракта, и я думаю, чем засеивать землю. В этой ситуации главное - не опускать руки», - высказывается глава фермерского хозяйства Вячеслав Сосунов.

«Проблемы в сельском хозяйстве будут у крупных производств. Им необходимы высокие технологии, комплектующие, не все из этого у нас есть, - поддерживает тему бывший доцент ПГАУ Петр Позубенков. - Гораздо сложней будет с семенами. Их хватит на эту посевную компанию. А дальше надо будет создавать свои культуры. Но семена – не космические технологии. Глобальных проблем в сельском хозяйстве не ожидается.  Да, поставок импортной техники у нас не будет, но потребность в ней закроют наши и белорусские производители. Выход из возможного продовольственного кризиса я вижу в поддержке небольших частных фермерских хозяйств, как менее зависимых от поставок с Запада. Каких-то инвестиций или выделения денег не потребуется. Главное - не мешать им».

   
   

Судя по всему, на эту посевную у нас все есть: минсельхоз браво рапортует об увеличении посевных территорий и повышении числа используемых минеральных удобрений.

«Дефицита продуктов питания вряд ли стоит ждать, их производство происходит в России. Персонал тоже состоит из наших граждан, продукцию они используют российскую. Отмечу, что одно дело - слова политиков, а другое - действия. Ведь Франция ввела санкции, а каменский сахарный завод (он частично принадлежит французским акционерам) продолжает работать. И, сделаю прогноз, работать продолжит. Возможно, появятся проблемы с упаковкой, которую привозят из-за рубежа. Но и этот вопрос решаем», - заключает Владимир Паршин.

Корреспондент «АиФ»-Пенза» обзвонил предприятия, у которых указаны иностранные партнеры. Завод по производству сыра в Белинском районе, входящем в «Хохланд Руссланд», работает без остановок. Как и ряд других предприятий.

Инфографика: АиФ/ Владлена Курылева

Без таблеток?

В регионе уже появились сообщения о нехватке зарубежных медпрепаратов.

«На прошлой неделе смотрели наличие лекарств от ковида и ОРВИ. Пока запасы есть, но с импортными образцами тяжело. Присутствуют российские аналоги», - докладывает координатор региональной молодёжки ОНФ Никита Светкин.

СМИ сообщили о нехватке препаратов для больных щитовидной железой.

«У нас было очень много импорта. Да и так называемые «российские» лекарства процентов на 70 готовятся из импортных компонентов. Надежда на Индию - традиционно многие препараты изготовлялись там. А она пока не поддерживает санкции. Будут проблемы с лекарствами от диабета, инсульта», - предупреждает бывший заместитель главврача ГБУЗ «Пензенский областной клинический центр специализированных видов медицинской помощи» Сергей Олейник.

Правда, региональный минздрав успокаивает.

«Лекарственное обеспечение жителей Пензенской области, пациентов с сахарным диабетом I и II типа, не вызывает тревоги. Основные мировые производители инсулинов письменно подтвердили продолжение своей работы на российском рынке и продолжение поставок», - сообщает главный внештатный эндокринолог ведомства Екатерина Князькина.

На пензенском заводе ПАО «Биосинтез», где производят медпреппараты, давать какие-либо комментарии по данной теме отказались.

Директор Института экономики и управления ПГУ Виктор Володин:
«Сегодня стоит вопрос не о немедленном импортозамещении. Это не делается наскоком. Сегодня всё ярче высветились позиции, где надо заниматься импортозамещением. В первую очередь это микросхемы, станки. Можем ли мы это сделать? Можем, у нас есть производства, которые владеют этими технологиями. Но сегодня, в краткосрочной перспективе, надо заместить выбывающий бизнес с Запада на азиатский. И не просто заместить, а постараться создать с Азией современные производства. Мы не сможем возместить, например, ряд цитрусовых, бананы, ряд авто. Думается, невелика потеря. Чуть дороже, при желании, купим эти товары в Азии».

Красота требует

Жительницы Пензы были неприятно удивлены, посетив магазины «Л’Этуаль» и «Рив Гош» в преддверии 8 марта. На полках с продукцией люксового сегмента появились указатели, извещающие о том, что товары ряда брендов будут выдаваться в ограниченном количестве. Не обрадовали и цены.

«С 5 марта в связи с проводимой переоценкой… точную стоимость товаров Вы можете узнать у консультантов и на кассе магазина… Временно не действуют скидки по картам лояльности», - было написано на указателе в «Рив Гош».

Цены выросли на продукты брендов Dior, Chanel, Givenchy. Покупательниц это расстроило, поскольку многие из них могут позволить себе люкс только по праздникам. Продавцы в «Л’Этуаль» пытались успокоить: «Мы не закрываемся, просто от нас уходит несколько брендов».

Чтобы узнать, как повлияют изменения на работу магазинов, корреспондент «АиФ»-Пенза» позвонил на их горячие линии (обе сети, кстати, российские, поэтому о закрытии не может идти и речи), однако телефоны были сильно загружены.

Покупательницы высказывали претензии и в сети. Почти под каждым постом групп магазина «Л’Этуаль» в социальных сетях покупатели пишут о том, что кому-то не пришел заказ, кто-то не может воспользоваться сертификатом, здесь же жаловались на плохое обслуживание и взвинченные цены. «Рив Гош» в сети выглядит позитивнее. Представители этого магазина выкладывают подборки российских брендов, которые по качеству не уступают люксу. Судя по комментариям, покупательницы ими довольны.
Однако бьюти-индустрия - это и средства, которые используют косметологи. Многие процедуры они выполняли с помощью товаров иностранного производства.

«Да, многие хорошие аппараты производит Европа, сейчас из-за курса они недоступны к покупке, но наш город укомплектован данной техникой уже давно, – поясняет врач-косметолог, владелец клиники Елена Денисова. - Некоторые фирмы сейчас сообщают клиникам о прекращении или уменьшении поставок европейских препаратов на российский рынок. Однако за последние пять лет появилось огромное количество российских альтернативных продуктов, у которых хорошее качество и адекватная цена. Многие наши поставщики ведут переговоры  о больших партиях качественных препаратов для инъекций с Южной Кореей, эта страна является передовиком в этой сфере».

Врач отмечает, что цены повышаться действительно будут, но незначительно.

Где будем одеваться

Закрытие известных бутиков пензенцы встретили стоически. Сейчас работает немало магазинов одежды, в которых представлены  бренды с иностранными названиями, но российского происхождения: Carlo Pazolini, Gloria Jeans, Incity, Zarina, befree, Love Republic, Sela, Oodji, Henderson, Savage, Westland, Zolla и другие. В Пензе широко представлены обувь и кожгалантерея - Ralf Ringer, Kari, Zenden, Askent, Carnaby, Chester, Тофа, Юничел и другие.

Кроме того, в регионе по-прежнему функционируют бренды из Польши, Турции, Китая (Спортмастер, O’stin, Reserved, House, Cropp, Mohito,  Sinsay).

«Большая часть одежды и сырья для неё идут в Пензу из Индии, Китая и Турции. И эти страны к нам лояльны, так что уменьшения поставок вряд ли стоит ждать», - уверен Владимир Паршин.

Пензенцы уже привыкли жить без импорта.

«Согласно данным недавнего соцопроса, жители региона предпочитают приобретать продукты питания, произведённые в нашей области. Связано это с качеством, узнаваемостью брендов, доверием к ним, условиями логистики, когда продукт доставляется быстро. Хотя  некоторые пензенские продукты по цене дороже своих аналогов из соседних регионов, но качество их существенно выше. И не надо забывать традиционного «настроя» западных производителей. Ведь у них все товары подразделяются на три группы: для внутреннего потребления, для продажи в ЕС, и для продажи в странах третьего мира, куда они упорно относят Россию», - высказывается д.с.н. профессор Игорь Юрасов. Впрочем, наш ответ санкциям – это не только импортозамещение. Это ещё и сдерживание инфляции. А бороться с ней удаётся не так успешно.  

Директор пензенского филиала Финуниверситета при Правительстве РФ, доктор экономических наук, профессор Владимир Бондаренко:
«Импортозамещение в российской экономике идёт уже на протяжении почти 8 лет. Тогда наше правительство, с учётом международных санкций, определило вектор развития отраслей. В течение этих лет в Россию не только пришли зарубежные компании со своими инвестициями, но и отечественные производители увеличили ассортимент и объём выпускаемой продукции. У нас появилось производство, которое может обеспечить нужды населения необходимыми предметами и товарами. Вряд ли у жителей будут серьёзные проблемы с товарами первой необходимости. Они выпускаются у нас отечественными предприятиями, в достаточных объёмах. Некоторые проблемы на данном этапе могут быть у производств с участием импортных компаний, ввозимых компонентов товаров, запчастями к автомобилям, некоторыми инновационными технологиями. Цены на эту продукцию, с учетом колебания валют, могут вырасти весьма серьёзно, возможен даже её временный дефицит, увеличение сроков поставок. Однако в нашей стране уже идёт активная работа над производством этих видов продукции, перестройкой логистических цепочек, что потребует некоторого времени».