Доходное место. Депутаты отчитались за деньги, иномарки и жилье в Испании

Анна Прибылова / Коллаж АиФ

Пензенские депутаты рассказали о своих доходах, и их декларации по традиции стали предметами жаркого обсуждения в соцсетях. У самого богатого народного избранника доход оказался более полумиллиарда рублей. А у бедного всего лишь… 25 рублей. Какие ещё интересные факты можно найти в опубликованных данных?

   
   

Игры промышленности

Как и в предыдущие годы, в Пензе солидные доходы получили промышленники. В 2020 доходы предприятий падали, а темпы производства росли. В 2021 можно обратить внимание на не менее занимательные цифры. Самый богатый депутат Пензенской городской думы Дмитрий Акимов задекларировал в несколько раз больше, чем все его коллеги вместе взятые. Но и у его «ПЗТГ» в 2021 году, по данным сайта деловой информации, выручка выросла до 758 млн рублей. Правда, чистая прибыль упала вдвое. Но на доходе руководителя это не сказалось, он заработал в несколько раз больше, чем в 2020 году.

Высоким позициям руководителей производственных предприятий удивляться не стоит. «2021, особенно в сравнении с коронавирусным 2020 годом, был очень удачным для наших промышленников. Производство повысилось, увеличилась и выручка. А она для наших предприятий важней, чем показатели прибыли, которой достаточно просто быть, пусть и не в огромных масштабах», - высказывается первый заместитель председателя Пензенской областной торгово-промышленной палаты Владимир Паршин.

Стабильно высокими остались доходы у народных избранников из ЗакСобра, которые руководят предприятиями пищевой промышленности. Они задекларировали суммы около 100 млн рублей.

Первый пример тому – Борис Кулагин, председатель совета директоров ООО «Группа компаний «Континент» (доход 96,4 млн руб). Также Борис Николаевич значится в учредителях у «Бековского сахарного комбината», у которого выручка в 2021 году взлетела ввысь. Учитывая нынешние цены на сахар, рост может продолжиться. Второй пример – Юрий Старкин. Отследить выручку его «Никольского хлеба» не удалось, данные организации скрыты. Но, судя по задекларированным 168 млн руб, всё у него прекрасно.

Впрочем, не всегда ситуация, складывающаяся вокруг организации, напрямую связана с благосостоянием её руководителя. В прошлом году тема с экологическим влиянием «Маяка» на старицу Суры набрала масштабные обороты. Генеральному директору предприятия Владимиру Вдонину не раз припоминали его 30-миллионный доход. Но скандалы не повлияли на благосостояние народного избранника, по итогам прошлого года его доходы выросли на 7 млн рублей.

Кандидат исторических наук, бывший доцент ПГАУ Петр Позубенков:
«Поддерживаю действия по раскрытию доходов чиновников и депутатов. Жители должны понимать, за кого они голосуют и кто управляет ресурсами государства. Однако я бы слегка скорректировал отчётность, которую сейчас сдают. Во-первых, необходимо, чтобы депутаты указывали источник дохода, чтобы не возникало вопросов: «Откуда такая сумма?». Следует чётко указать по графам источники её получения: зарплата, пенсия, премиальные, наследство и прочие выплаты. Во-вторых, возможно расширение круга родных, указанных в декларации. Можно, например, указывать братьев, родителей. С учётом того, что большая часть документов сейчас находится в электронном виде, сбор данных не составит труда. Так исчезнет ещё один путь к сокрытию доходов и недвижимости за рубежом».
   
   

Стабильность на стройке

Если в Пензенской гордуме третий год подряд самые большие суммы декларирует депутат Дмитрий Акимов, то в ЗакСобре эта роль достаётся Фёдору Тощеву.

В этом году он указал космический для региона доход более чем в полмиллиарда рублей. Причём у Фёдора Викторовича скромная должность советника в строительной фирме. Кроме того, как следует из сайтов деловой информации, человек с теми же ФИО, что и самый богатый депутат, учредитель  более чем 20 компаний, часть из которых связана с динамично строящимся ЖК «Лугометрия». Так что удивляться доходу не стоит. Правда, смущает небольшой список имущества. У коллег с более скромными заработками в декларациях указаны обширные участки земли, дома, престижные иномарки, а у Тощева - половинка квартиры!

Дела улучшились у депутатов, деятельность которых связана со строительством и недвижимостью: Вадима Боринштейна, Ильдара Акчурина, Романа Петрухина, Алексея Чикиримова.

«Доходы от строительства в прошлом году увеличились. Во многом из-за программы льготной ипотеки. Сказались и объёмы введенного в эксплуатацию жилья, а также повышения цены за квадратный метр», - замечает Владимир Паршин.

Фото: АиФ/ Владлена Курылева

Женская доля

Некоторые жёны депутатов показали доходы больше, чем у мужей. Интересен пример депутата Пензенской гордумы Андрея Сучкова. Судя по данным сайта городского парламента, человек с таким же именем и фамилией, как и народный избранник, работает коммерческим директором в … ИП Сучкова Е.А. И у супруги депутата доход в несколько раз выше, чем у мужа.

Жена Дмитрия Акимова заработала сумму более скромную, чем указал её муж, – чуть более 20 млн рублей. Но и эти деньги больше дохода любого из народных избранников в Пензенской гордуме.

Показательны примеры депутатов ЗакСобра Ильдара Акчурина, Вадима Супикова, Вадима Боринштейна и городского депутата Жиганши Туктарова: их жёны заработали больше мужей в несколько раз. Правда, информации о супругах и их источниках дохода найти не удалось. Даже в социальных сетях депутаты практически не размещают совместных фото.

«Сейчас, как правило, не распространена практика переписывания доходов на жён или детей. В декларациях их имущество отражается», - замечает политтехнолог Ярослав Хабаров.

Эксперт в сфере уголовного права Роман Пророченко:
«Если выясняется, что должностное лицо по каким-либо причинам в декларации не указывает имущество или доходы, то зачастую проводится внутренняя проверка, которая может окончиться дисциплинарным взысканием. Однако, если выяснится, что неуказанные объекты имущества или денежные средства имеют под собой криминальную историю их получения, то может начаться и уголовное преследование. А как итог, имущество и денежные средства, нажитые преступным путём, могут быть конфискованы».

Чудеса с Porsche

Больше всех удивил депутат Пензенской городской думы Виктор Хомец: он указал доход 25 рублей 37 копеек. Даже на проезд в автобусе не хватит.

«Несоответствие доходов имуществу может привлечь внимание надзорных органов, - замечает политтехнолог Ярослав Хабаров.– И тогда поднимут вопрос о нахождении в статусе депутата».

Ходить далеко за примерами не надо: в 2020 году из-за менее значительных ошибок чуть не попрощались с мандатами депутаты Андрей Жданников и Александр Рогожкин

Вопросы о доходах и расходах могут возникнуть и в отношении тех депутатов, которые указывают в декларации 150-200 тысяч рублей, но в то же время имеют автомобиль класса люкс. В прошлые годы подобным примером запомнился депутат Пензенской городской думы Илья Селиванов: при скромном доходе в 126 тыс рублей в 2020 году у пензенского адвоката значились автомобили Porsche и Mercedes. Напомним, даже подержанный Porsche стоит несколько миллионов рублей. На какие средства можно купить и содержать такой автомобиль, если в месяц зарабатывать чуть выше минимальной зарплаты, - неясно. Но в этом году у Селиванова баланс начал выправляться, он задекларировал более двух миллионов рублей. Зато появились вопросы к его коллеге Андрею Рудскому. На сайте парламента указано место работы до 2021 года – «коммерческая организация, заместитель директора». И, судя по документам, у народного избранника и его супруги по 156 тыс рублей дохода. Но при этом у жены в качестве движимого имущества указан … Porsche Cayenne, стоимостью в несколько миллионов рублей.  Возможно, это подарок. Но даже  он может быть поводом для проверки.

В Пензенской области уголовные дела в отношении народных избранников из-за нестыковок в декларациях не возбуждали. Но некоторые депутаты, у которых находились ошибки, подозрительно быстро уходили из состава законодательного органа.