Главный репродуктолог Пензенской области Анастасия Маркелова уверена: желание стать мамой появляется у каждой женщины, даже у самой отъявленной
чайлдфри. Но не всем удается его сразу осуществить. Почему не стоит верить в истории поздней беременности звезд? Какая работа может помешать стать папой? На эти вопросы врач ответила в интервью penza.aif.ru.
Возраст не помеха?
Ирина Акишина, penza.aif.ru: Анастасия Николавна, еще лет 15 назад девушек, которых ставили на учет по беременности в 24 года, называли старородящими. Во сколько же тогда надо становиться мамой?
Но природу обмануть невозможно. А наука говорит, что в 35 лет овариальный резерв женщины (число яйцеклеток в ячниках) начинает заметно уменьшаться. Я не говорю о том, что после 35 лет невозможно стать мамой. Возможно. Есть женщины, которые и в 60 лет могут забеременеть, но у большинства такой возможности, к сожалению, нет. Кроме того, сейчас я наблюдаю, что все чаще ко мне приходят женщины молодого возраста, до 35 лет, у которых снижен овариальный резерв.
Это может быть связано с естественными причинами. Количество яйцеклеток закладывается внутриутробно и всю оставшуюся жизнь только тратится. Бывает, что их изначально заложилось мало и поэтому быстро израсходовалось, это называют преждевременным истощением яичников. Да, возможно, что повлияли и внешние факторы воздействия, поэтому мы всегда говорим, что любая операция на яичниках должна проводиться по строгим показаниям. Все должно быть направлено на то, чтобы сохранить имеющийся овариальный резерв.
- Это уже бесплодие?
- Увеличить количество яйцеклеток невозможно, но низкий овариальный резерв – это еще не бесплодие. При нем мы рекомендуем женщине более активно планировать беременность. Сейчас всем пациенткам советуем узнавать свой овариальный резерв, контролировать его, регулярно проходить осмотр. И как только дело пошло к снижению, думать о беременности.
Когда яйцеклеток нет, у женщины начинается менопауза. Забеременеть можно, но уже намного сложнее, приходиться использовать донорские яйцеклетки. А это дорого. К тому же от нас, репродуктологов, эмбриологов, не зависит качество яйцеклеток, сперматозоидов, мы не можем повлиять на то, какую генетическую информацию они в себе несут, какой эмбрион в результате получится.
После 40 лет в разы повышается вероятность рождения детей с различными хромосомными аномалиями. Это не означает, что нельзя родить здорового малыша. Родить можно, но контроль за беременностью должен быть более серьезным. Именно поэтому мы говорим, что о первенце лучше подумать в молодом возрасте.
Не верь звезде?
- Но пример Аллы Пугачевой многих вдохновил. Сейчас много рассказывается и об известных личностях, которые уже в зрелом возрасте становятся родителями…
- Читая о том, что кто-то из звезд стал мамой после 40 лет, мы не знаем, что там было на самом деле, каким образом им удалось это сделать. Обычным естественным путем? Если с помощью врачей, то чьи яйцеклетки использовались? В Австралии, например, донорские яйцеклетки предоставляются бесплатно, в Израиле есть возможность попробовать бесплатно ЭКО даже с низким овариальным резервом.
- Сейчас появилась новая мода: девушки считают, что лучше заморозить в молодом возрасте яйцеклетки, а потом разморозить, когда придет время, когда у них будет машина, квартира…
- Идея, конечно, интересная. Но данная услуга – недешевая. Только стимуляция яичников, пункция, наркоз стоят около 100 тысяч рублей.
А еще нужно будет каждый месяц платить за хранение яйцеклеток. Вряд ли девушка в 20-25 лет обладает такими финансовыми возможностями. И потом, никто не знает, что будет через 5-15 лет, чтобы так глубоко планировать деторождение.
Другое дело, когда мы имеем дело с пациентками, имеющими онкозаболевание, которые готовятся к химиотерапии. Они понимают, что других вариантов сохранить здоровые яйцеклетки у них нет.
От 35 и младше
- В каком возрасте к вам приходят за помощью? Когда понимают, что без врача уже не обойтись?
- Основной контингент наших пациентов – это граждане старше 35 лет. Считается, что если беременность не наступает в течение года регулярной половой жизни до 35 лет и в течение шести месяцев после 35 лет, то это показания для того, чтобы обратиться к репродуктологу. Ситуации бывают разные. Есть женщины, которые имеют двух-трёх детей, повторно вышли замуж, хотели бы иметь общего ребенка с новым мужем, но забеременеть не получается. Причем случаев вторичного бесплодия (оно возникает у тех, у кого уже есть дети) примерно столько же, сколько первичного.
- И кто виноват?
- Существует женское, мужское и комбинированное бесплодие. По статистике, число случаев между ними распределяется поровну. Это характерно не только для нашего региона, это общемировые показатели.
- Из-за чего возникают проблемы у пензенских пациентов? Есть мнение, это связано с тем, что у нас плохая экология.
- Я не могу этого утверждать, причины, из-за которых жители нашего региона не могут стать родителями, такие же, как и в целом по стране. И при первичном, и при вторичном бесплодии они одинаковые. Их много, но основных причин три. Первая - это трубный фактор, когда существует непроходимость маточных труб или их вовсе нет, их могли удалить, когда решали проблему с внематочной беременностью.
Вторая причина - энкдокринный фактор, когда у женщины нет овуляции. Такое бывает, например, при синдроме поликистозных яичников. Встречаются случаи, когда причиной бесплодия становится плохой эндометрий (внутренняя слизистая оболочка тела матки), в этом случае к ней не прикрепится даже самый замечательный эмбрион. Такая ситуация может возникнуть из-за выскабливания, абортов, инфекции. И в этом случае речь идет только о суррогатной маме. Её услуги стоят дорого, к тому же законодательство РФ сейчас ужесточилось, поэтому использовать такую возможность стало сложнее. Да и морально это тяжело. Доверить своего родившегося ребенка незнакомому человеку сложно, а уж неродившегося…
- А третья причина?
- Это нарушения со стороны сперматогоненеза. Когда мы приступаем к обследованию пары, то начинаем с мужчины, берем сперму на анализ. Мужской фактор исключить легче всего. При бесплодии мужчина часто прекрасно себя чувствует и ни о чем не подозревает. Пара может родить в 20 лет ребенка, но после этого супруг проработал десять лет на вредном производстве, например, в лакокрасочной промышленности, и качество спермы упало. Тут один путь – ЭКО.
Особенно сложно лечится такое заболевание, как азооспермия (нарушение сперматогенеза, характеризующееся отсутствием сперматозоидов в составе семенной жидкости). И в этих случаях нередко может помочь только донор. Проходить через все эти процедуры морально тяжело. Мы стараемся поддержать каждого. Я еще никому не сказала, что надежды нет. Надежда есть, другой вопрос, как будет решаться эта задача.
Между статистикой и рекламой
- Сейчас некоторые предлагают запретить аборты, чтобы повысить рождаемость. Стоит ли применять такую кардинальную меру?
- Нет. В советское время уже был период, когда вводили подобный запрет, в результате выросло число криминальных абортов и процент материнской смертности. Надо делать все для того, чтобы женщина, пока она не хочет забеременеть, применяла контрацепцию. А для того, чтобы захотела стать мамой, в первую очередь нужно обеспечить финансовое стабильное состояние, чтобы женщина была уверена в завтрашнем дне, в своем партнере.
- Частные клиники обещают быстрый и не мучительный вариант стать родителями. Есть такие, кто утверждают, что то же ЭКО в 60% и даже в 80% случаях закончится рождением здорового ребенка…
- У нас за прошлый год было сделано 217 протоколов ЭКО. Забеременела 81 женщина. Ещё не все из них родили, поэтому окончательные итоги по 2023-му мы подведем только в сентябре. Эффективность ЭКО – 30-40%. Это не только пензенская, это общемировая статистика. Все остальное - реклама.